22 декабря 2015 Псевдомедицинские и псевдообразовательные методики сектантских лидеров

8 декабря 2015 года в Государственной Думе при поддержке думского Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций и Синодального миссионерского отдела Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) прошел круглый стол «Секты и деструктивные культы как вызов национальной безопасности России». Продолжаем публикацию прозвучавших выступлений.

* * *

Одним из наиболее деструктивных признаков ряда, если не большинства, тоталитарных сект является обещание исцелений и попытка заменить своими практиками медицинскую помощь. Практики, используемые в секте, провозглашаются не только сакральными, но и целительскими, способными избавить от любого заболевания. В надежде на чудесное исцеление последователи сект отказываются от медицинской помощи, и зачастую это заканчивается трагически: человек несет деньги в секту или какому-нибудь «целителю», ждет чуда, болезнь тем временем прогрессирует, что приводит к серьезным осложнениям или даже к смерти.

Стремясь избежать ответственности перед законом, сектантские лидеры используют следующие формулировки: «мы не лечим, но если вы будете соблюдать нашу методику, болезнь сама собой отступит». Разумеется, здесь секта оказывается в выигрышном положении: мол, человек якобы сам отказался от медицинской помощи, а если методика ему не помогла, значит, он сам и виноват: плохо настроился, мало жертвовал, поставил энергетические блоки, закрыл чакры и т.д. Чем же сектанты предлагают заменить медицинскую помощь? Вариантов множество: самое распространенное - «заряженной водой» или изображениями учителя, которые надо прикладывать к больному месту.

Наиболее, пожалуй, многочисленным из псевдомедицинских культов по количеству последователей является культ Сергея Коновалова, который проводит свои весьма дорогостоящие «концерты» или «творческие вечера», которые по сути, на наш взгляд, можно вполне отождествить с сеансами массового целительства. На сеансах Коновалова, собирающих тысячи последователей, люди впадают в трансовое состояние, раскачиваются в разные стороны. В целях «исцеления» настоятельно рекомендуется приобретать книги Коновалова, прикладывать и привязывать к больным местам его портреты. В ходе занятий формируются чувство вины и чувство страха. Если человек не выздоравливает, значит, считается, что он плохо лечился. У людей возникает страх покинуть «доктора». Коновалов убеждает людей, что нужно посещать его сеансы даже в том случае, если болезнь более не беспокоит. Формируется, таким образом, определенная психологическая зависимость адептов от лидера секты; его личность наделяется сакральными свойствами. На своих так называемых концертах Коновалов критикует традиционную медицину и академическую науку. При этом он полностью снимает с себя ответственность за последствия своей практики, говоря, что пациентов лечит не он, а они себя сами, и если кто-то из них еще болен, то это только их вина - они плохо работают с «энергией» и ленятся.

Похожий способ исцеления - с помощью портретов лидеров - практикует запрещенная на территории России, хотя и действующая, секта «Алля Аят». Для «исцеления» от любого заболевания в «Аяте» от адепта требуется:

  • отказаться от лечения в медицинских учреждениях, а также от приема всех лекарств;
  • постоянно читать журнал, издаваемый сектой, - «Звезда Селенной», и прикладывать его к больным местам: утверждается, что он обладает чудесными исцеляющими свойствами и «лечит» даже рак IV стадии; особенно действенным считается прикладывание к больным местам журналов с изображением основателя секты сельского шофера из пос. Чунджа в Казахстане Ф.М. Абдуллаева (называемого в секте богом, отцом Вселенной) и его жены.
  • произносить магическую «формулу» (заклинание), содержащую имена и даты рождения основателя секты и его жены;
  • пить чай с молоком и солью, «заряженный» этой же магической «формулой» («формула» - заклинание читается над чашкой при размешивании соли);
  • смотреть несколько раз в день по 3 минуты на солнце незащищенным взглядом.

Не говоря уже о наибольшей возможной опасности - смерти пациента из-за пренебрежения обращением к врачу и упущенного времени, - методика «Аят» представляет прямую опасность и для здорового человека: нельзя отрицать, что, если смотреть без солнцезащитных очков на открытое солнце, можно навсегда потерять зрение. Адептам, у которых наблюдается значительное ухудшение зрения, руководители секты объясняют, что зрение «сначала должно уйти», а потом «вернется новое». Деятельность секты, возникшей в Республике Казахстан, в настоящее время и в Казахстане, и в России запрещена, однако продолжает осуществляться: в центры по противодействию сектам постоянно обращаются родственники последователей «Алля Аят», обеспокоенные состоянием своих близких. Среди последователей «Алля Аят» неоднократно были зафиксированы случаи смерти в связи с отказом от медицинской помощи.

Однако обещания чудесных исцелений характерны и для сект псевдохристианской направленности, казалось бы, никак не связанных с целительством и оккультизмом. Так, неотъемлемой частью деятельности неопятидесятнических (харизматических) сект являются так называемые «служения за исцеление». Общей практикой на «служениях за исцеление», помимо харизматической глоссолалии (когда адепт впадает в трансовое состояние и выкрикивает нечленораздельные звуки) является так называемое «провозглашение исцеления»: от адепта требуется «провозгласить исцеление», то есть поверить в то, что он «уже здоров» и громко сообщить об этом.

В одной из самых известных в Москве харизматических сект «Церковь Божия в Царицыно», которую возглавляет глава всех неопятидесятников России С.В. Ряховский, «служение за исцеление» и «провозглашение исцеления» должно, по всей видимости, заменить для адептов медицинскую помощь. Открытого запрета на медицинскую помощь здесь, разумеется, нет, но на протяжении всего так называемого «служения за исцеление» проповедуется, что лекарства человек принимает только по маловерию, а вот если бы он верил как следует, то одного «провозглашения» было бы достаточно. «Я провозгласила, что я полностью исцелена!» - делится на одном из собраний своим опытом исцеления пятки (sic - Т.К.) молодая женщина, а потом рассказывает про болезнь своей дочери, у которой все горло покрылось сыпью. Молодая мать восклицает: «Господи, прости меня! Я побежала в аптеку!» То есть бежать в аптеку за лекарством для ребенка - это, получается, согласно неопятидесятникам, грех, ибо если не грех, то зачем просить прощения? «Я не пью лекарств», - восклицает со сцены другая активистка секты и добавляет: «Надо молиться, и Господь скажет: обратиться ли тебе к доктору или остаться в победе» (! - Т.К.). В секте утверждается, что болезнь - это территория сатаны, поэтому если неопятидесятник «победит болезнь», не обращаясь к врачам, значит, считается, что он победил сатану. Если же болезнь не отступает, значит, опять же сам виноват: плохо поверил, мало пожертвовал (для подобных сект характерен особый акцент на сборе денежных средств - это называется на языке сектантов «вкладом в небесный банк»). Пропагандируется идея, что к врачу обращается слабый, маловерный человек, а «сильный духом» будет лечиться только «провозглашением исцеления». Такие практики весьма опасны: пока человек будет убеждать себя, что он здоров, «провозглашать исцеление», болезнь может прогрессировать, и настанет момент, когда уже будет поздно оказывать медицинскую помощь.

Одним из направлений деятельности неопятидесятнических сект является деятельность, заявляемая ими как нарко- и алкореабилитация. В рамках такой «реабилитации» нарко- и алкозависимые граждане выполняют различные работы на безвозмездной основе: погрузочно-разгрузочные, строительные и т.д., притом рабочий день не нормирован; реабилитантам запрещено пользоваться мобильной связью, общаться с родственниками; в подобных центрах отсутствует медицинская помощь; у реабилитантов изымаются документы; ограничивается свобода передвижения; условия содержания реабилитантов не соответствуют санитарно-гигиеническим нормам; питание ограничено до минимума - люди голодают. Обязательным для всех реабилитантов является вовлечение в неопятидесятнические религиозные практики, при этом в ряде случаев нарушается конституционное право граждан на свободу вероисповедания: зафиксированы случаи, когда реабилитантов заставляли снимать нательные кресты и запрещали держать иконы. В ряде подобных центров применяется физическое и психическое насилие по отношению к реабилитантам: невзирая на состояние здоровья, их заставляют делать физические упражнения до изнеможения, в случае нарушений режима оставляют без еды, морально унижают, запугивают, в некоторых центрах были зафиксированы случаи избиения реабилитантов.

Денежные средства на пребывание в подобных центрах нарко- и алкозависимых в неопятидесятническую организацию вносят родственники; притом руководители подобных центров убеждают и родственников также систематически посещать собрания секты, во время которых необходимо жертвовать значительные суммы денежных средств. Пребывание в неопятидесятнических реабцентрах нарко- и алкозависимых зачастую носит недобровольный характер. Получили широкую огласку в СМИ случаи, когда, по просьбам родственников, нарко- и алкозависимых похищали (за похищение родственники платили организации денежные средства) и отвозили в подобные центры, не учитывая состояние здоровья, степень зависимости от алкоголя или наркотиков и желание лица проходить реабилитацию. Так, например, был широко освещен в СМИ случай, когда в подобном реабцентре, так называемом «Центре здоровой молодежи», принадлежащем украинской секте «Царство бога», реабилитанту, насильно привезенному в этот центр, больному гемофилией, отказывали в медицинской помощи, избивали его, и он едва не умер.

В настоящее время в Новосибирске возбуждено уголовное дело в отношении руководителя подобного реабилитационного центра, пастора секты «Исход» Алексея Пронькина, по ст. 127 УК России «Незаконное лишение свободы». В отношении пастора подано 71 заявление о незаконном удержании в принадлежащем секте реабилитационном центре.

В 2014 г. в Новокузнецке привлечен к уголовной ответственности пастор общины «Поколение веры» («Новое поколение») и руководитель реабилитационного центра «Спасение» Егор Сигарёв. В этой организации также похищали и удерживали людей, а в случае невыполнения распоряжений руководителей, лишали еды, права на гигиенические процедуры и посещения туалета.

В 2014 г. в Екатеринбурге привлечен к уголовной ответственности по фактам похищения людей пастор неопятидесятнической секты «Исход» Виктор Зайцев и его ближайшие помощники.

Проповедует отказ от медицинской помощи и китайская секта Фалуньгун, литература которой признана в России экстремистской. Согласно учению секты, ее основатель Ли Хунчжи, проживающий в США китаец, каждому практикующему лично вкладывает в живот «маленький Фалунь», являющийся «моделью вселенной», который, согласно учению секты, лечит болезни. Интересно, что секта, пропагандирующая столь паралогичные идеи, в настоящее время обосновалась в детской организации «Центр эстетического воспитания детей» в Москве, где проводятся занятия детско-юношеской школы «Прозревшая Мудрость» под названием «Цигун-детям».

И это лишь небольшая часть обзора о псевдомедицинских методиках тоталитарных сект: практически любая секта наживается на теме здоровья и заявляет свои практики как исцеляющие. Что касается проникновения сект в систему образования, то здесь наибольшую опасность вызывает секта сайентологии (саентологии), в настоящее время решением Мосгорсуда от 23 ноября 2015 г. ликвидированная как религиозная организация. Проблема, однако, в том, что деятельность сект далеко выходит за рамки религии, любая многочисленная секта открывает так называемые «фасадные» организации, то есть организации, не декларирующие свою деятельность как религиозную, однако действующие в неразрывной связи с руководством секты. Сайентология (саентология) - лидер по количеству таких «фасадных» организаций.

Одной из «фасадных организаций» сайентологии (саентологии) является так называемая «образовательная» организация Applied Scholastics, или в переводе на русский язык «Прикладное образование», которая, по собственному заявлению, ставит своей целью распространение «образовательных материалов и услуг, основанных на работах Л. Рона Хаббарда».

Под маркой Applied Scholastics, то есть в строгом подчинении сайентологии (саентологии), действуют школы и детские сады в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и других городах России. Например, такими «центрами Прикладного образования» в Москве являются школа-пансион и детский сад «Страна чудес», детский сад «Настюша», детский сад «Подсолнух» и некоторые другие. В отношении директора школы «Страна чудес» в 2011 г. было возбуждено уголовное дело по ст. 171 УК России «Незаконное предпринимательство». Проблема неоднократно освещалась в СМИ, вышло несколько передач о сайентологическом пансионе в Подмосковье, где детей обучают по Хаббарду. В конце 2009 г. была прекращена деятельность сайентологической школы-пансиона «Элита», и также возбуждено уголовное дело по статье 171 УК России в отношении ее руководства. Долгое время в Москве действовала сайентологическая школа «Эдельвейс», однако в то время, когда шел судебный процесс в отношении руководства школы «Элита», проблема вербовки в секту сайентологии (саентологии) в школах «Элита» и «Эдельвейс» широко освещалась в СМИ. Школа «Элита» во время судебного процесса закрылась, а школа «Эдельвейс» прекратила свою работу сама собой - во избежание такого же судебного процесса.

Проблема в том, что родители, отдавая ребенка в эти детские сады или школы, могут вначале не заметить их сайентологической направленности, потому что руководители не афишируют свою связь с сайентологией (саентологией), а если их спросить об этом напрямую, то отвечают приблизительно так: «Мы используем только образовательную технологию Хаббарда, мы вообще ничего (или почти ничего) о сайентологии не знаем, ну слышали, конечно, что Хаббард основал еще и свою религию, но он просто был очень гениален, поэтому основал много всего, а мы простые педагоги, нас интересуют только его педагогические идеи». Это неправда. Деятельность всех сайентологических организаций всецело определяется головной организацией секты Religious Technology Center («Центром религиозной технологии»). А марка Applied Scholastics, как заявляют сами сайентологи, является товарным знаком, принадлежащим Religious Technology Center, который и выдает свои собственные лицензии на использование своих товарных знаков. Марку Applied Scholastics раньше можно было увидеть на сайтах сайентологических школ, теперь же, после возбуждения в отношении руководителей уголовных дел, эту марку со своих сайтов сайентологи убрали, и она осталась только на внутренних документах школ и детских садов.

Итак, мы видим, что проблема вербовки в секты под видом оздоровительных и образовательных методик стоит очень остро. Необходим контроль со стороны Законодателя за использованием медицинских методик, а также за образовательной деятельностью. В частности, в ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» ранее были запрещены сеансы массового целительства; в настоящее время этот запрет изъят из законодательства, хотя его необходимость совершенно очевидна.

Карпачева Татьяна Сергеевна
исполнительный директор Правового экспертно-консультационного
центра, канд. филол. наук, доцент кафедры миссиологии Православного
Свято-Тихоновского гуманитарного университета, доцент кафедры русской
литературы Московского городского педагогического университета
Русская народная линия

Календарь





© 2012 Общество православных врачей России
имени святителя Луки (Войно-Ясинецкого), архиепископа Симферопольского
Новосибирское отделение

Контакты:
info@opvnsk.ru
Сделал OldYura.ru