Кодекс профессиональной этики православного врача России: еще один современный взгляд на профессию

Можно по-разному относиться к религии. Можно иметь личную веру, сочувствовать или быть противником Церкви. Однако нельзя не увидеть и не признать огромную работу, которую проводит Церковь в обществе. С первых дней христианства медицинская проблематика была одной из важнейших составляющих учения и практических дел верующих, священнослужителей, Церкви в целом.

В наши дни еще больше поводов для сотрудничества Церкви и медицинского профессионального сообщества. Во-первых, никто не отменял возможность и необходимость простых дел милосердия – ухода за больными и немощными, заботы о сиротах и инвалидах, бездомных, моральной и духовной поддержки больным и умирающим, их близким. Это было и будет всегда. Но, во-вторых, сейчас, как никогда, есть необходимость искать ответы на современные вызовы – развитие репродуктивных технологий, победное шествие эвтаназии и недобровольного донорства органов, почти безграничных возможностей реанимации, бесконечного «омоложения», контрацепции, абортов, ятрогенные заболевания и так далее.

И в этом информационном поле, давящем на врача стремительностью своего развития, не всегда легко определить грань между допустимым и недопустимым, «хорошим» и «плохим». Православное медицинское сообщество предприняло такую попытку.

В январе этого года Общество православных врачей России приняло «Кодекс профессиональной этики православного врача России», который является общим руководством к принятию тех или иных решений и касается самых основ врачебной профессии. «Кодекс профессиональной этики православного врача России принимается свободно и исполняется по совести и с достоинством» - это цитата заключительного положения; врач сам решает для себя, насколько положения Кодекса ценны и обязательны для него.

Кодекс состоит из пяти разделов.

  • Общие положения: кто такой православный врач, чем он руководствуется в работе помимо профессиональных знаний, каковы его идеалы.
  • Взаимоотношения «врач и пациент»: отношение к больным, их родственникам, значение духовной и моральной поддержки, врачебная тайна, достоинство пациента.
  • Взаимоотношения медицинских работников («врач и врач»): отношение к традициям и учителям, коллегам, собственным и чужим ошибкам, передача опыта и знаний, взаимная поддержка.
  • Врач и научно-исследовательская деятельность: отношение к науке, использование научных знаний, новые медицинские технологии, эксперименты и испытания, интересы больного в соотношении с интересами науки.
  • Врач и общество: взаимоотношение моральных ценностей и закона, ответственность по отношению к общественному здоровью, участие или не участие в процедурах и вмешательствах в соответствии с моралью, сотрудничество с государством.

Таковы названия и разделов и их краткое содержание.

Так как наше государство светское, далеко не все врачи - православные, а в церковь вообще ходят немногие, может возникнуть вопрос: какое значение имеет данный документ для широкого профессионального врачебного сообщества? Ответ очень прост. Прочтите документ (его очень легко найти в Интернете), обдумайте спорные места, если такие есть. И решите для себя – исполняете «по совести и с достоинством», или не будете исполнять, или будете пытаться исполнять, или будете думать. Вот и всё – ведь это не приказ и не инструкция.

Календарь





© 2012 Общество православных врачей России
имени святителя Луки (Войно-Ясинецкого), архиепископа Симферопольского
Новосибирское отделение

Контакты:
info@opvnsk.ru
Сделал OldYura.ru