Какого духа «духовное акушерство»?

«Не знаете, какого вы духа»
Евангелие (Лк. 9, 55)

Родительские школы

Вместе с тем, даже в первом приближении не все оказывается так просто. Организаторы таких школ часто называют себя «духовными акушерами(рками)», что, по-видимому, воспринимается беременными женщинами как признак принадлежности их Православной Церкви. На самом же деле православный человек никогда не называет себя «духовным», и скорее так себя именуют люди, находящиеся в состоянии «прелести» или откровенно вступающие в общение с духами тьмы. Другие названия, которые «духовные акушерки» применяют по отношению к себе, - это «помощница в родах» (совпадение этого словосочетания с названием известной иконы, видимо, должно указывать, что они, якобы, замещают саму Божию Матерь?!) и «перинатальный валеолог». Здесь следует сразу напомнить, что валеология представляет собой антихристианскую, оккультную и противоречащую традиционным нравственным ценностям псевдонауку (2). На эзотеричность «духовного акушерства» указывает и статья, опубликованная в газете «Церковный вестник» (3).

Учитывая все это, стоит разобраться, чему учат такие семейные школы будущих пап и мам, и на каких ценностных ориентирах построен процесс обучения. Тем более, что родители после рождения младенца, теперь уже вместе с ним, продолжают надолго оставаться под влиянием этих школ, будучи вовлеченными в множество мероприятий, кружков, лагерей, продаж, консультаций и т.д. Сотрудники школы «Драгоценность» (не путать с даосской «Школой Духовной Драгоценности»!) пишут про свою школу так (4): «Сейчас школа - это не только множество обучающих программ для родителей, детей и будущих родителей, но и настоящий семейный клуб, насчитывающий более 600 действительных членов из Москвы, ближнего и дальнего Подмосковья». В обобщающей статье о системе «пренатального воспитания» (другое название родительских школ) отмечается, что у многих родителей возникает «ревностная приверженность» этой системе, а из числа «выпускников» рекрутируются новые наставники – "духовные акушерки", то есть «братства» воспроизводят сами себя (5).

«Стать инструктором пренатальной подготовки»,- как поясняют в статье (здесь и далее курсивом выделены цитаты),-«означает прежде всего создать свою собственную концепцию внутриутробного воспитания человека. Во всех центрах приблизительно одинаковое содержание. Курс включает в себя темы, связанные с перинатальным опытом самой беременной, при этом используются мягкие техники изучения собственного перинатального опыта; целый комплекс физических упражнений на основе йоги, мантры и медитации с целью представить себе своего ребенка, почувствовать его присутствие; будущие мамы под руководством пренатального инструктора что-нибудь делают для будущего ребенка, например, вышивают"обережную" сорочку» (5).


«Ответственное» родительство

Следует отметить, что значительная часть семейных школ открыто не пропагандирует роды на дому и в воду, но на деле с помощью отработанных приемов приводит родителей, исходно намеревавшихся рожать в роддоме, именно к такому решению. Для этого слушателям школ дают неадекватную и устаревшую информацию о роддомах, показывают видеоролики о каких-то случаях и даже фантастические картинки, на которых медикаментозные вмешательства изображены аллегорически в виде страшных чудовищ, собирающихся разорвать находящегося в материнской утробе младенца на части (6). Далее, родителям внушают, что осложнения родов происходят только в роддомах, а в домашних условиях роды оказываются семейным интимным праздником, и исход их – всегда благополучный. При этом не говорят о непредвиденных ситуациях, когда возможность неотложной помощи исчисляется минутами, и женщину с младенцем в тяжелом состоянии могут просто не успеть довезти до стационара.

Очень показательно провести сравнение, в каких случаях применяется словосочетание «ответственное родительство». Оказывается в следующих: по отношению к родителям, которые рожают дома сами, без помощи врачей, по отношению к родителям, применяющим контрацептивы, к семьям, в которых женщины решают из разных соображений сделать аборт, к супругам, добровольно решающим провести себе стерилизацию (7, 8). Есть и еще один вариант. В практике подпольных родов известны случаи внезапно развившихся тяжелых осложнений, когда акушерка просто исчезает с «театра действий», и тогда «ответственность родителей» может принять уголовный оттенок.

Альтернативное акушерство как раз и оценивается всеми по-разному из-за своей крайней противоречивости: на его «фасаде» -комплименты, обращенные к беременной, свечи на зеркале, музыка и ароматы, «плацента в хрустальной вазе» (9). За «фасадом» же, по словам Ольги Шараповой (директора департамента медико-социальных проблем семьи, материнства и детства Минздравсоцразвития) -«тайна, покрытая мраком, из которого время от времени появляются машины скорой помощи с роженицами, истекающими кровью, и младенцами с асфиксией» (10).

Несмотря ни на что, имеются свидетельства безграничного доверия родителей акушеркам, причем даже тем из них, у кого были случаи гибели младенцев по их вине (в частности, 11). Бывает, что «православная» мама чересчур не сокрушается, что ее малыш погиб из-за неоказания помощи в домашних условиях: мол, это был Божий ребенок, теперь будет за нас молитвенником на Небесах (11). Одна из женщин впоследствии перечитала свои записи на занятиях и пришла в ужас от того, что им внушали (в частности, что если младенец погибает, то это значит он сам «захотел уйти, надо было дать ему уйти»), и от того, что она всему верила (12).

В Петербурге проводят уголовное разбирательство дела о гибели 6 младенцев и тяжелой инвалидности 2 младенцев, рожденных в домашних условиях (школа «Колыбелька»; 13). В основном же отрицательная информация в отношении исходов родов на дому замалчивается (3). Следователи, ведущие уголовное дело в Петербурге, упоминали, что на занятиях в «Колыбельке» применяют «зомбирующие психотехники» (и показывали видеоролик).

В газете «Выборг» разбираются причины «непотопляемости» частных акушерок. Руководители школы "Колыбелька", супруги Ермаковы, - пишет автор статьи Е.Краштан, - «развивали в своих подопечных комплекс вины, затуманивая мозг всякими "чакрами" и "подключениями к Космосу". Елена Ермакова говорила буквально следующее: "Если ребенок рождается слабослышащим, значит, он не хочет вас слышать. Если - слабовидящим, он не хочет вас видеть. Если ребенок рождается, покрытый коркой, он не хочет жить". Любая мать, прошедшая "курс молодого бойца" в условиях подобного давления, расценивала неблагоприятное течение родов, как собственное неумение, нестарание и нежелание. Но самое опасное, когда у будущей мамы проявлялся так называемый "стокгольмский синдром". Который, собственно, и позволял многим недобросовестным акушеркам длительное время избегать огласки о том, что они, не имея никаких разрешений, на свой страх и риск занимались подпольной практикой родовспоможения. В том случае, если женщина после неумело принятых родов попадала на хирургический стол, она и тогда молчала, как партизан. И даже становясь калекой, потеряв ребенка, женщины молчали, считая себя причиной всех своих бед. Доказать факт того, что женщину уговорили, соблазнили домашними родами, бывает очень сложно» (14).

По определению активистки движения за альтернативные роды, Саргунас Т., «семейные клубы и Родительские Центры пропагандируют здоровый образ жизни, естественные мягкие роды и раннее развитие детей «в согласии с Природой и Человеком» (15). Особое значение придают поклонению дельфинам, которое в некоторых эзотерических кругах признано «поворотом к спасению цивилизации» (16). Столь же языческие установки и в родительской школе «Драгоценность»:

«СОЗНАТЕЛЬНОЕ РОДИТЕЛЬСТВО. Человек имеет истинное здоровье только тогда, когда он живет в гармонии с природой. Если вы хотите оздоровиться сами и вырастить духовно и физически здоровых детей, вашими помощниками и целителями станут солнце, снег, вода, земля и то, что растет на ней». Это «кредо» размещено на главной странице сайта школы (17).

В материалах сайта школы «Драгоценность» подчеркивается, что все курсы подготовки к родам оказывают духовное воздействие на занимающихся, независимо от того, осознают они это или нет (18). При этом считаются обязательными языческие обряды и, в качестве патронажа за новорожденными, бэби-йога (19). В Интернете размещен материал с фотографией Ю.Постновой, проводящей бэби-йогу, и рассказом родившей матери об уроках медитации в школе (9). О «необходимости» бэби-йоги пишут в своей книге «Экология младенчества» сотрудник «Драгоценности», М.Трунов, и его соавтор Л.Китаев (20), поясняя, что бэби-йога проводится «на пределе гибкости суставов» младенца и дает «ярко выраженный психический эффект» (в этой книге имеется характерное приложение:«Астрологические представления о роли перинатального периода в судьбе человека»).

Даже запечатленное на фотографиях перекручивание бедного младенца в ходе бэби-йоги невозможно смотреть без содрогания (21). Иногда эту процедуру проводят сразу после рождения, еще до первого кормления. Кроме того, только что появившегося на свет малыша окатывают ледяной водой. Вот такой «мягкий», «теплый» прием (с возможным приобщением некоему духу) оказывают беззащитному новорожденному борцы за «естественное рождение»!


Акушерство «с душком» или «трансформация объекта»

Следует отметить, что понятия «родовой поток», «организовать духовное пространство родов», используемые Ю.Постновой (25, 26), полностью идентичны таковым экстрасенса Михаила Фомина (22):

«Из методик, наиболее популярных среди альтернативных акушеров, можно назвать ребефинг, или холотропное дыхание. Реже используются хоровое пение, художественное самовыражение (медитативная живопись) и двигательное самовыражение (медитативные танцы)….Специальная подготовказаключается в освоении практических навыков взаимодействия с родовым потоком. Каждый духовный акушер это умеет, иначе он не смог бы принимать роды. Поэтому для него задача эта проста в исполнении. Говорят, что мудрость не передается, я с этим согласен, но практические навыки можно и нужно перенимать. Никто, ни психолог, ни обычная акушерка, ни даже очень сильный экстрасенс, не сможет передать то, чем не обладает. Именно поэтому я настаиваю на том, чтобы все сотрудники центров подготовки к естественным родам были духовными акушерами… Духовный акушер… должен уметь принимать роды в любых условиях и обстановке. Если больше никто не участвует, он удерживает в необходимом состоянии «пространство», помогает женщине войти в родовой поток и активно взаимодействовать с ним…».

Оккультное объяснение термина «духовное акушерство» дает и некий А.В.Макаров. Человек, якобы, состоит как матрешка из разных тел, и всю свою жизнь рождается - то в виде телесного, то в виде эфирного, астрального, духовного и других тел, а под конец «Плацентой» ему служит вся «Вселенная». Поэтому, с точки зрения «духовных акушеров» получается, что без них прожить нельзя: они должны сопровождать человека всю жизнь (27). В «Дополнении» к статье А.В.Макарова приводятся практические примеры такого «акушерства» с инициацией, обретением «дара» целительства и ясновидения, а также веры в Себя. Один из этих примеров - это, по сути, роды, превращенные в «экстрим-спорт»: в море, ночью, с последующим согреванием родильницы и новорожденного на берегу с помощью разогретых на костре камней. Родами руководит соратница Макарова – Юлия Постнова. Макаров А.В. занимает одну из руководящих должностей в Крымском институте ноосферы, который значится в списке тоталитарных сект (28). Долгие годы он сотрудничал с А.Ц.Гармаевым по поводу применения разных психотехник для изменения менталитета и сознания в программе «эзотерического экологического туризма» в Крыму (29). В этой же программе участвовала и Ю.Постнова - читала лекции и принимала экстрим-роды в море (27, 30).


Заныривание в бессмыслие

Начинала свою практику Ю.Постнова под руководством уже упоминавшейся Татьяны Саргунас, «духовной» акушерки и пионера альтернативных родов в России, а в дальнейшем они вместе проводили обучающие семинары по «духовному акушерству» для профессионалов. Эта программа была разработана Алексеем и Татьяной Саргунасами (центр "АКВА") совместно с Германом Карельским -специалистом по холотропному дыханию и шаманским практикам, имеющим посвящение деструктивной секты рейки (31). Вдохновлялась вся эта деятельность (15) оккультными идеями И.Чарковского, пытавшегося получить расу сверхлюдей путем особых условий рождения (в воде), и С.Грофа, автора трансперсональной психологии (32).

Весьма вероятно, что и осуществляемые ныне Ю.Постновой и ее коллегами работа с голосом, длительные задержки дыхания и«заныривание» с достижением состояния безмыслия (33) являются воплощением идей и практики С.Грофа (подробнее об этом см.ниже).По оценке иеромонаха Максима (Попова), «метод холотропного дыхания, разработанный С. Грофом взамен психоделической терапии, является комплексной медитативной техникой ярко выраженного оккультного содержания» (34).

Очень сходна с шаманскими опусами С.Грофа и странная экзальтация в высказываниях Ю.Постновой и в статьях на сайте ее школы (сознание рождающегося ребенка - это Вселенское сознание еще не земного существа, роды - это великая мистерия, битва со смертью, смерть и возрождение, роженица умирает как личность, боль говорит роженице: ты - бессмысленное вращение частиц в бездонном космосе и т.д.; 35).

Судя по статьям Постновой Ю., она обучает будущих мам настоящей магии:

«… Важна роль голоса и в создании родовой обстановки. Голос как бы дезинфицирует пространство - освобождает от лишних эмоций, посторонних интересов. "Разгоняет злых сущностей" - как говорили в народе. Он оживляет родовое пространство, делает его сопереживающим, наполненным; высвечивает для роженицы маршруты ее родового пути. Голос ограничивает и надежно защищает родовое пространство. Лишние люди не входят в него, а нужные - сразу же оказываются вовлеченными и понимающими» (это «важное поучение» автор повторяет в разных своих статьях: 26, 36).

Для преодоления «страхов, паники перед ощущением приближающейся смерти» Постнова Ю. проводит с беременными особое упражнение в бассейне - «притапливание» по Чарковскому:

«Упражнение выполняется в паре, один партнер держит другого за бедра и, выдохнув весь воздух, погружается под воду и сидит там какое-то время. Когда у него появляется дискомфорт и ему хочется поскорее вынырнуть, стоящий партнер придерживает его сверху за плечи, продлевая его пребывание под водой. Важно, чтобы сидящий в воде партнер не выскакивал в ужасе, но, преодолев панику, сумел вынырнуть с улыбкой на лице. Эффект упражнения в том, что в какой-то момент человек понимает, что его тело может гораздо больше, чем кажется, а его страх (страх смерти!) был безоснователен» (33).

Считается, что после «заныривания», «проныривания» и «притапливания» человек начинает доверять себе и любить себя и весь мир. А может быть после таких испытаний «на границе человеческих возможностей» бедная беременная и ее муж, кроме того, потеряют остатки критического восприятия и безмыслие станет их хроническим состоянием?


Ступени оглупления

Для беременных в школе Драгоценность предлагаются разные варианты занятий с разной «степенью погружения» (37). Видимо, на какой-то «глубине» любовь к «Природе» и «доверие Себе» переходят в «натуризм» («нудизм»), который, по разным свидетельствам, приверженцы школы практикуют в летнем лагере под Анапой (38, 39, 40). Самых «погруженных» беременных, надо полагать, учат и самой оккультной помощи себе в родах. Об этом можно судить по записям «мамы-выпускницы», помещенным в интернете:

«Визуализация раскрытия. Погрузиться во внутреннее созерцание, представлять распускающийся цветок, раскручивающиеся спирали галактик и т.д. Уйти внутрь этого раскрытия, почувствовать то же, что сейчас ощущает малыш, мысленно помогать ему проходить по каналу. Тёмный тоннель, свет в конце тоннеля. Идти на свет. … Пение. Мантры, Ом или просто М-м-м, А-а-а, что лучше снимает боль. Пение создаёт особое состояние роженицы иобразует защитное поле вокруг неё. … Схватки по 50 секунд через 2 минуты - нужно смотреть раскрытие шейки матки (мужа учат смотреть на занятиях). … Сейчас любой эмоциональный сдвиг может зажать женщину, нужно быть максимально тактичными с ней и ей с самой собой.Открываются ВСЕ чакры» (Из записной книжки с занятий Родительской Школы "Драгоценность"; 19).

Таким образом, женщина во время родов под руководством «духовной» акушерки подвергает себя и рождающегося младенца влиянию опаснейших сил духовного, психического мира.

В большинстве родительских центров, в том числе и в школе «Драгоценность», рекомендуют читать книгу «Духовное акушерство» Айны Мэй Гаскин. Получить представление об антихристианской направленности этой книги можно по следующим выдержкам:

«Когда ребенок рождается, целая Вселенная должна свернуться и образовать комнату. Другое бытие, обладающее свободой воли и поэтому способное стать Богом, родилось. Каждое рождение в точности похоже на рождение Иисуса. Дитя-Христос рождается каждый раз, когда рождается ребенок, и каждый ребенок - живой Будда. Некоторые из нас остаются живыми Буддами только момент, потому что никто не верит в это. …

… Если вы имеете некоторое число людей при высокоэнергетической ситуации, как наблюдателей, не исполняющих никаких функций или полезных действий, вы увеличиваете шансы того, что кто-нибудь попадет в фокус энергии и сделает что-нибудь глупое или неосознанное, безответственное или же опасное прямо в тот момент, когда все нужно делать наилучшим образом. Вот почему мы имеем закон, согласно которому при родах присутствую только родители ребенка и акушеры, и это правило соблюдается почти без исключений. …

…Говорят: "Не хлебом единым сыт человек". Ребенок, которого кормят грудью в первые месяцы своей жизни, получает ее (так в оригинале – авт.) не только с молоком, но также в виде чисто энергии, которая идет к нему в форме вибраций, можете называть их сексуальными, если вам нравится. Эти сексуальные вибрации - проявление Святого Духа» (41).

В оккультных изысках школы «Драгоценность» и книги Айны Гаскин есть один общий ключевой момент, который может объяснить принципиальность выбора места родов вне больничных стен. Это - вера «духовных» акушерок в то, что для благополучного протекания родов якобы важны «энергетические потоки», «чакры» и пр., которые в роддомах могут быть нарушены «ненужными» людьми - врачами.

В последнее время все большую популярность приобретают телесно-ориентированные психотехники, в том числе и так называемый розен-метод. Суть его определяют вполне эзотерически - как биоэнерготерапию (42) или медленную, "иньскую" технику работы с собой (43). Привлекает этот метод в основном тех, кто стремится к личному успеху и любит заниматься собой. В школе «Драгоценность» розен-терапевтом является сама директор Постнова Ю.

Согласно описаниям приверженцев розен-терапии, она настраивает человека на то, что «внутреннюю правду своей жизни» он должен обрести «через прикосновение к телу». Считается, что «существенный личностный рост невозможен без раскрепощения тела, без ослабления жесткости мышечного панциря, без овладения своим телом. Через раскрепощение тела человек обретает свободу от мышечного напряжения и обретает свободу циркуляции жизненной энергии». Проводя по телу клиента рукой, розен-терапевт якобы буквально «щупает человеческое бессознательное», а освобождая «мышечные зажимы» - «восстанавливает свободное протекание энергии» через его тело (44). Особо внушаемые люди, которые как раз и идут на такие процедуры, «чувствуют» на сеансах, как у них «расширяется сфера самосознания, формируется более эмоционально благоприятное отношение к себе» и даже«происходит личностный рост» (45).

Этот метод «исцеления» рукой, хотя и преподносится как современная психотехника, по сути совпадает с ритуалом викки (ведьмовства), практикуемым цыганками Франции и Британских островов (46).

В рамках психотренинга в школе «Драгоценность» предлагается и другое модное направление психологии - так называемый «Генетический транс». Проводит такое занятие Евгения Ломоносова, психолог, соционик (соционика – это наукообразный вариант эзотерической деятельности; 47). «Генетический транс» или, иначе, «психогенетика», утверждает, что виновниками грехов человека являются его предки, от которых он их якобы унаследовал (48). Ломоносова Е. обещает родителям, что на ее тренингах будет очень интересно: «много упражнений, раздаточного материала, домашней практики (заданий) и творческой атмосферы» (49). Предполагается, по-видимому, что у будущих пап и мам, когда они научатся «творчески» копаться в недостатках и выискивать пороки у своих родителей и уже отошедших предков, произойдет «личностный рост». А для изменения в лучшую сторону «судьбы» нужно, оказывается, применять наконец-то разработанную психогенетиками технологию коррекции. Вместо исполнения заповеди «Чти отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет и долголетен будешь на земле».


Мифы о «травме рождения»

Одним из аргументов движения за домашние роды является идея ученика З.Фрейда, Отто Ранка, о так называемой «травме рождения». Согласно этой идее, «основной потребностью субъекта является его возвращение в эмбриональное состояние, в котором обнаруживается его единение с природой, но эта потребность подавляется из-за воспоминания о травме рождения. Преодоление травмы рождения должно осуществляться в рамках профессиональной психотерапии» (50). Многие психологи-специалисты считают «травму рождения» и ее устранение фантазией и провалом О.Ранка (51, 52).

Несмотря на свою надуманность и языческий характер, эта идея не осталась безвестной. Ее последователь, психиатр С.Гроф, пытался избавлять своих пациентов от «травмы рождения» с помощью психоделического препарата ЛСД, и при этом описывал самые невероятные их видения и галлюцинации. С.Гроф был в числе тех, кто положил начало широкому распространению наркотиков в США, а после запрета ЛСД он изобрел его заменитель - «холотропное дыхание», и с тех пор по сей день занимается активной его пропагандой. Появилось огромное число «психонавтов», которые увлекаются путешествиями в абсурдные миры собственных галлюцинаций (53, 54).

Среди таких галлюцинаций Гроф произвольно выделил четыре обобщенные группы и связал их со стадиями процесса рождения человека, предположив, что на этих стадиях якобы закладываются некие матрицы сознания, которые он назвал наукообразно «базовые перинатальные матрицы» (БПМ). Теория Грофа о матрицах является псевдонаучной, так как связывает одну неясность (галлюцинации) с другой (ощущения рождающегося младенца), причем способ, которым одно связывается с другим, тоже не ясен (55). Те переживания человека, находящегося в состоянии транса, которые никоим образом не могли быть увязаны с опытом личности, пускай даже пренатальным и перинатальным, Гроф интерпретировал как трансперсональные, то есть выходящие за пределы личности (53).

Следует подчеркнуть, что, согласно сообщению психолога Юрия Молчанова, «в США Ассоциация трансперсональной психологии существует независимо от Американской психологической ассоциации, более того – просто не признана ею в качестве научной структуры, как и сама трансперсональная психология – в качестве науки» (56). Сам же Гроф сделал вывод из своих «изысканий», который вполне им соответствует по своей нелепости, а именно, что «людьми управляют матрицы» (57). Ясно, что христианин не может всерьез воспринимать и тем более опираться на опусы С.Грофа.


«Травма рождения» повышает рейтинг псевдоцелителей

Псевдоцелители всех времен и народов используют приблизительно одинаковую технику: вначале создают (или усиливают) ощущение кризиса или пугают человека “шлаками”, “сглазом-порчей”, “травмой рождения” и т.д., а затем предлагают средство избавления от этих “проблем” (56, частьII). Некритично мыслящим родителям внушают, что в случае «травмы рождения» нужно пережить ее заново в сеансе холотропного дыхания (в состоянии транса), и это якобы приведет к коренному улучшению их духовного состояния, причем – без всяких усилий с их стороны. В школе «Драгоценность» также проводится убеждение будущих пап и мам (см.статью Постновой Ю., 33), что якобы «собственный опыт рождения женщины может оказать существенное влияние на течение родов», и поэтому необходима «работа с программами рождения и замена негативных программ на позитивные» - путем длительной задержки дыхания под водой.

Некоторыми психологами (Молчановым Ю. и Степановым С.) было замечено, что сеансы «проигрывания своего рождения» аналогичны четырем этапам любого обряда инициации - как шаманского, так и неомистического (53, 56).

Нашей Церковью Ассоциация свободного дыхания включена в перечень «Наиболее известные деструктивные тоталитарные секты и группы, обладающие значительным числом признаков таковых, действующие в Российской Федерации» (58).

Подобно наркотикам, холотропное дыхание может вызывать как острые, так и хронические изменения в психике у человека. В США 17 апреля 2001 губернатор Билл Оуэнс (штат Колорадо) подписал принятый закон, который запрещает использование метода "ребефинга" (техника, аналогичная холотропному дыханию). Подобный закон был принят также и в Северной Каролине. Чашу терпения переполнила гибель 10-летней Candace Newmaker. Она умерла в апреле 2000 года, подвергаясь, так называемой "ребёфинг"-терапии. Критики методов лечения, с помощью которых пытаются воспроизвести процесс рождения, точно определили, по меньшей мере, пять случаев, в которых дети умерли от этих методов. «Лица, использовавшие технику ребефинга для имитации процесса рождения, должны наказываться уголовно, заявил губернатор» (59, 60; цитировано по 56, часть II http://www.t-room.ru/holotrop.html ).

У нас же в стране метод холотропного дыхания не находится под запретом; рекомендуется он в ряде школ и беременным (61, 62). Представление о том, что все жизненные проблемы и дискомфорт у человека вызваны «травмой рождения» и тем, что он родился «неправильно», - любимый «конек» у частных акушерок и работающих с ними психологов. И способ повысить свою востребованность.

На занятиях по психотренингу в «Драгоценности» существенное внимание уделяется также теме БПМ (49), пропагандируемой С.Грофом (32). Проводит занятия Евгения Ломоносова, последовательница С.Грофа, занимающаяся, как и он, трансперсональным уровнем сознания. Е.Ломоносова разработала «метод разархивации психо-энергетической памяти» (63), с помощью которого человек не погружается в глубокий транс по методике Грофа, а лишь переходит в пограничное состояние (на грань сознания) и «вытаскивает», якобы, из своего тела «прописанное» в нем в виде «телесных зажимов, телесного дискомфорта» воспоминание о своем рождении, психологически и физически травматичное. Надо полагать, что «наука», «доказательная база» которой написана вилами на воде, проверяется на беременных на занятии «Ваше собственное переживание БПМ».

Характерный парадокс: беременные, привлеченные в родительские школы обещаниями оздоровления и естественных, безмедикаментозных родов, вовлекаются в сеансы изменения сознания, которые могут оказывать такое же действие, как и сильные психотропные препараты.


Полезна ли будущим родителям книга игумена Евмения?

Идею С.Грофа о том, что обстоятельства рождения человека определяют всю его дальнейшую жизнь, активно пропагандирует игумен Евмений (Перистый) в своей книге «Здравствуй, малыш!» (64). Из данной идеи игумен выводит умозаключение, что лучший выбор, который могут сделать будущие родители – это рожать дома. Его книга, популяризирующая домашние роды, постоянно появляется (в прошлом году вышло очередное издание) на прилавках православных магазинов, на ярмарках, в монастырях, и моментально расхватывается православными семьями. Импонируют им, по-видимому, в общем-то известные истины, что зачинать, рожать и воспитывать ребенка надо в нежности и любви. Один из читателей, будущий папа, делится в своем отзыве, какие необыкновенные чувства он испытал, когда жена сказала, что «видит», как ручки их ребенка тянутся внутри нее к нему (65). Эти примеры сентиментальности и ясновидения автор посчитал, надо думать, особо «назидательными», так как они вынесены им в предисловие книги. Обилие таких чувств, густым сиропом «изливаемых» на читателей, предрасполагает, видимо, их некритично усвоить и некоторые другие мысли автора и цитируемых им своих единомышленников.

Мысли же такие: родители, собирающие рожать в роддоме, идут наименее беспокойным путем, поступают «как все». В роддоме обстановка для рождения – неблагоприятна, так как ребенок рождается под слепящими лампами, в окружении безжалостных посторонних людей в резиновых перчатках, под лязг медицинских инструментов, сопровождаемый сильным запахом медицинских растворов и хлора. В некоторых больницах во время родов у беременной женщины ребенка удаляют как некую опухоль (66). «Если здоровье позволяет - можно идти в роддом. Если же есть какие-то проблемы, то идти туда опасно» (67). Врачи, которые делают кесарево сечение, ребенку представляются как «жуткие монстры», которые хватают его и уносят в ад, а сам он оказывается абсолютно беспомощным перед силами зла (68).

Весьма любопытны фантазии в стиле С.Грофа (в стиле его «художественного анализа» наркотических галлюцинаций пациентов), которые в книге «Здравствуй, малыш!» некий врач А.Вахмистров (пространно цитируемый о.Евмением) подает как установленный факт:

«…во время родов эмоции ребенка просто перехлестывают через край, ведь он переживает реальный опыт умирания (выделено А.В.). Его вселенная, кроме которой он ничего не знает, рушится прямо на него. А поскольку эмоции ребенка абсолютны, не ограничены сознанием, они достигают чудовищной силы. Во время родов ребенок испытывает ужасный страх смерти, особенно в период раскрытия шейки матки, до начала потуг. И мама чувствует этот страх» (69).

В своей книге о.Евмений внушает также, что и вынужденные врачебные вмешательства в ход родов (щипцы, кесарево сечение), и даже особенности естественных родов (запоздалых, при многоплодной беременности) программируют поведение человека на всю его дальнейшую жизнь:

«Малыши, рожденные в результате применения кесарева сечения, не научаются в процессе рождения делать самостоятельные усилия для преодоления препятствий на пути выхода в этот мир, и поэтому не приобретают навыков борьбы за выживание. … Повзрослев, такие люди часто ищут способ уклониться и снять с себя ответственность, когда ситуация становится трудной…. Кроме того, у них может существовать серьезная проблема с осознанием границ собственного «я». … Они винят мир и всех, кого только возможно, в случае неудачи. Ответственность – это то, чего они стремятся избежать любой ценой, так что в определенном смысле они оказываются наиболее подвержены разочарованиям» (68).

«Дети, пережившие запоздалые роды, в своей последующей жизни остро реагируют на всевозможные отсрочки и задержки. Они часто бывают нетерпеливы, не воспринимают никаких доводов, испытывают дискомфорт, если им приходится ждать…» (68).

Хочется надеяться, что такие фаталистические высказывания, напоминающие гороскоп или гадания цыганки по руке, мало кто будет воспринимать всерьез. Не увязываются они никак с особым попечением о каждом человеке Бога, неизреченного в Своей милости и хотящего «всем спастись и в разум Истины прийти». Не согласуются они и с тем, что человеку даны заповеди и свободная воля, чтобы он мог стремиться эти заповеди выполнять. Отдельные намеки на это, вкрапленные кое-где в текст, подавляются эмоционально сильными описаниями зла от «неправильного рождения». Оказывается, «жизни, здоровье и судьбы» трех поколений человечества «искалечены технологическим процессом родильных домов» (70). Более того, эти же поколения запечатлели «(на всю жизнь!) образ мира, как злобного и неодолимого кошмара, а образ матери – как предательницы» (71). Такие мысли о своих родителях, могут, видимо, запечатлеть и читатели книги «Здравствуй, малыш!».


Вражда против всех

Домашние акушерки и их единомышленники теми или иными способами постоянно отгораживают молодых родителей от влияния тех, кто трезво оценивает ситуацию с подпольными родами. Авторитет ближних расшатывают на уже упоминавшемся тренинге «Генетический транс», а также высказываниями о том, что женщины, рожавшие в роддомах, не могут чувствовать себя полноценными. Не способны они, оказывается, и передать своим дочерям собственный «перинатальный опыт» (из-за отсутствия в нем мистического компонента, по-видимому) (см.ниже ссылку 96). Внушается также, что матери родили своих детей «неправильно» и создали психологической родовой травмой разные жизненные проблемы.

В книге игумена Евмения на эту тему приведено крайне агрессивное высказывание А.В.Вахмистрова: «практика показывает, что (увы!) нередко злейшими врагами здоровья детей становятся их бабушки, намертво вцепившиеся в то, чему их научили в советских роддомах и поликлиниках. Чтобы хотя бы нормально кормить грудью (о домашних родах я и не говорю), молодым мамам нередко приходится преодолевать яростное сопротивление собственных родителей» (72). Возражения, скорее всего, возникают не против кормления грудью, а против превращения родов в процесс естественного отбора, и против заигрывания с темным духом на весьма сомнительных сеансах психотренингов и йоги.

Так же откровенно делают образ врага из роддомов и врачей, а отношения с ними внушаемым родителям предписывают строить в форме войны. Поэтому в семейных школах принято выражение «сдаваться в роддом» (73).

Проявляют враждебность домашние акушерки и по отношению к государству. Как пишет их адепт, журналистка О.Ильина,«возникшую … идею "сознательного родительства" с полным правом можно считать разновидностью диссидентства – это тоже был протест, "подкоп под систему"». Более того, развивает она «мысль», все дети, появляющиеся на свет в домашних условиях, становятся автоматически «диссидентами по рождению», а «чем больше в обществе таких людей, тем вероятнее перемены» (74). За таким протестом просматриваются лишь корпоративные интересы и ожидание либеральных перемен, а какие-либо созидательные идеи отсутствуют, и поэтому его следует воспринимать лишь как борьбу ради борьбы.


Идейный кодекс движения

Приведенные примеры показывают, что подготовка к родам в семейных школах (в том числе и в школе «Драгоценность») сопровождается внушением родителям следующих идей:

  • Ответственность родителей заключается в том, что они выбирают роды дома, без врачей. Роды - это «интимный семейный праздник», «на котором даже акушерка не должна присутствовать, а только “он” и “она”».
  • Во время домашних родов включаются задавленные цивилизацией глубинные инстинкты, и такие естественные роды поэтому всегда заканчиваются благополучно.
  • Беременная должна доверять себе и верить в метод и в то окружение, которое она выбрала.
  • Во время беременности духовная работа заключается в том, что родители овладевают способностью общаться со своим младенцем (путем медитации на живот) и «видеть» его (ясновидение), а во время родов - голосом «создавать духовное пространство», «разгонять злых сущностей».
  • Духовный и личностный рост беременной сводится к избавлению от «травмы рождения» и других травм, «заархивированных» в бессознательном. Обеспечить такой рост могут сеансы разных психотехник.
  • Обстоятельства рождения человека определяют не только всю его дальнейшую жизнь, но и жизнь последующих поколений.
  • Человек, рожденный дома, среди приятных ему людей (с услаждением слуха музыкой, а обоняния - ароматами), или на природе, в море, это – здоровый, свободный человек, открытый миру. При этом свобода понимается не по-христиански – как свобода от рабства греху, а как свобода делать что хочется, свобода от «системы».
  • Человек, рожденный в роддоме, с помощью врачей, программируется на депрессию, зависимость, неуверенность в себе, становится заложником «системы».
  • Кесарево сечение – это катастрофа для рождающегося человека, потеря смысла жизни
  • Женщины, которые рожают дома, это - элита, в противоположность «стаду» женщин, рожающих в роддомах.
  • Основная цель жизни человека - здоровье и комфорт.
  • Достичь этой цели он может только своими силами, но под руководством продвинутых учителей (типа «духовных акушерок»).

Совершенно очевидно, что приведенные идеи являются языческими и антихристианскими. А превращение их в жизненные ориентиры никак нельзя отнести к безобидным увлечениям, так как в Библии написано, что «проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою…» (Иерем. 17,5).


Зарубежное движение: возврат к природе, шаманизм и йога

Практика домашних родов пришла к нам из-за рубежа, где она развернулась в основном в 1970-80-е годы. При трезвом разборе таких родов обычно справедливо указывают на наличие контрактов беременных с акушерками, в отличие от наших «диких» подпольных родов, и отмечают гораздо более высокий уровень профессионализма и оснащенности зарубежных акушерок. Кстати, несмотря на это, в США дома решаются рожать менее 1% американок (75). Вместе с тем, стоит упомянуть и неотъемлемую духовную составляющую альтернативного акушерства.

Движение за домашние роды в США мотивировалось не только стремлением избежать лишних медицинских вмешательств, но и в значительной степени – так называемым «холистическим мировоззрением». Начиналось движение людьми, которые противопоставляли себя обществу, жили «на земле», потребляли натуральные продукты, провозглашали единение с природой как основу здорового образа жизни, в поступках руководствовались в основном интуицией, а в лечении прибегали к альтернативной медицине: древним целительским практикам Индии и Китая. На следующем этапе женщины, которые рожали дома, стали концентрировать внимание на своих необыкновенных ощущениях. Такая экзальтация в сочетании эзотерическими техниками является очень характерной чертой альтернативного акушерства (75).

На примерах самых известных «звезд» этого движения можно рассмотреть, какую «духовность» оно привносит. Одна из главных его вдохновительниц, Сьюзен Армс, проводит в жизнь идею «сознательного родительства» и холистические, экологичные подходы к здоровью. Она основала Институт холистического деторождения в Сан-Франциско, создала фильмы, написала 7 книг, в том числе «Йога для беременных», выступает на международных конференциях, стала одним из основателей первого ресурсного центра для беременности, родов и нового родительства (The Birth Place), и первого независимого родильного центра в США. Центр The Birth Place известен как первое учреждение, обучающее домашних акушерок (доул).

Сьюзен была основателем и активным членом правления международной организации Planetree, работающей над тем, чтобы преобразовать больницы и клиники в центры «истинного целительства». Про нее говорят, что «она сплела ковер знаний из древней мудрости самых разных народов с современными научными теориями, экологией, феминизмом и духовностью» (76). Сьюзен Армс учит акушеров, что якобы «опыт матери и ее чувства записываются непосредственно в мысли и биохимию младенца, что программирует развитие его мозга и нервной системы». На современном этапе движения за естественные роды Сьюзен собирается насаждать в Америке подготовку родителей к зачатию по образцу древних племенных культур, согласно которому они якобы смогут формировать особое сознание у еще незачатого (! – авт.) ребенка путем специальной «настройки» своей психики (76).

Ф.Лебойе, стоявший у истоков движения за домашнее акушерство, книга которого «За рождение без насилия» является одной из самых пропагандируемых и за рубежом и у нас, изучал в Индии йогу и там же почерпнул свои весьма специфические представления о сознании рождающегося ребенка (75).

Уже упоминавшаяся Айна Мэй Гаскин является основателем и директором Центра акушерства (Farm Midwifery Center) в Саммерстауне; долгие годы она читала лекции по всему миру на акушерских конференциях и медицинских школах для студентов и врачей и возглавляла самую крупную организацию акушеров Америки (Ассоциацию акушерок Северной Америки; Midwives' Alliance of NorthAmerica) (77). Ее книга «Духовное акушерство», наполненная дзеновской, йоговской и экстрасенсорной духовностью (см. выше) вперемешку с акушерскими советами, рекламируется практически во всех наших родительских школах, а в Америке является бестселлером и расценивается как «библия» для практикующих акушерок (41, 78).

В Австралии и Новой Зеландии известной «духовной акушеркой» является Шавам Рачана. Считается, что ее работа «способствовала улучшению качества жизни многих матерей, их детей и семей». У одной из женщин после лекции Рачаны о «духовном лотосовом рождении», возник «спонтанный дыхательный процесс» и она вошла в состояние транса. Свои яркие ощущения она затем описала в очень характерной книге «Плацента и родовая травма», которую перевели на русский язык. Будущие родители у нас теперь смогут узнать, как автор книги, Неми Неф, под действием «дыхательной психотехники» то нагнетала на себя панический страх, то выискивала у себя в душе симптомы «травмы рождения», то «вселялась в себя» во время своего появления на свет, то – в плаценту (которую слишком рано, не по «по-лотосовому» перерезали):

«Я обратила внимание на то, что вернувшееся чувство страха исходит от меньшей части и решила остаться в ней, чтобы полностью исследовать его. Я обнаружила, что моя плацента очень испугана. Это чувство страха отличалось от того, что я испытывала в собственном теле. Это трудно описать.Как будто плацента была отдельным существом, обладающим своим собственным интеллектом (недаром раньше я принимала ее за близнеца), и имеющим свои собственные чувства, отдельные от чувств ребёнка. У неё тоже была своя собственная травма от разлуки со мной…Теперь я вспомнила те моменты выступления Рачаны, где говорилось о функциях плаценты после того, как пуповина полностью высыхает через несколько дней после рождения,… о том, что эфирное тело ребёнка всё ещё включает в себя плаценту — гораздо дольше, чем поддерживается физическая связь между ребёнком и плацентой, и что эфирное единство также нарушается при перерезании пуповины до её естественного отсоединения от пупка…» (79).

После ознакомления с такими экскурсами как-то невольно задумываешься, что будет с психикой наших молодых родителей после «проигрывания» ими на сеансах психотренингов «травмы своего рождения»? Как они будут воспитывать своих детей?

Известным и почитаемым всем миром «духовным» учителем, целителем и автором за рубежом считается Крис Гриском, первая женщина, которая родила своего ребенка в океане, и подробно описала это в книге «Рожденный океаном. Рождение как духовная инициация». Эта книга рекламируется также и на сайтах многих наших семейных школ вместе с чем-то «поучительным» из жизни или книг Крис, типа следующих двух фрагментов: «Ребенок (сын Крис - авт.) с самого начала задерживал в воде дыхание, спал и ел в океане. Развивался он очень быстро, в 2 месяца сделал свои первые шаги, а в возрасте нескольких лет демонстрировал ярко выраженные телепатические способности» (80), «Мягкая, ласкающая вода - удивительный энергопроводящий элемент для создания могучего духовного единства … в процессе родов между матерью и дитем». Для расширения фронта своей оккультной деятельности Гриском основала в Нью-Мехико Институт света, в котором изучает «научно» реинкарнацию, принимает посетителей из разных стран и ждет новой эры возможностей человечества (81).

На наших двух родительских сайтах (в одном случае - под заголовком «Спаси и сохрани!»; 82) после не очень убедительных слов о вреде абортов помещена написанная К.Гриском «Медитация на отпускание нерожденных детей». Все проблемы согласно такому методу решаются элементарно - 10 минут посидеть, попромывать себя мысленно, представить себя и погибшего ребенка прекрасными, а все -таким радужным, и цель якобы достигнута.


Сток из канав международной велнес-индустрии

Домашние акушерки своими разговорами о «наших бабках, которые в поле рожали», об искусстве повитух на Руси и т. д. обычно отвлекают внимание от того факта, что родительские центры продолжают не отечественные традиции, а зарубежное аналогичное движение. Совпадает все – как содержание: роды дома (в основном - в воде) под руководством «духовно» продвинутой акушерки, поклонение природе, йога и неошаманские психотренинги, так и используемые понятия. Так, естественное рождение, сознательное родительство, ответственное родительство, мягкое рождение и другие понятия представляют собой точный перевод англоязычных словосочетаний (natural birth, conscious parenthood, responsible parenthood, gentle birth et al.).

Пропагандируемая «естественность родов» с принципиальным отказом от помощи врачей, применения лекарств и обезболивания, имеющим налет фанатизма, в сочетании с акцентом на музыке и ароматах, практически полностью совпадают с антуражем «ведических» родов (83).

На сайте родительского центра «Наш аист» в рубрике «Наши учителя» приведены сведения об эзотерических личностях, насаждавших «духовное акушерство» у нас в России (16).

Так, «Марина Дадашева Кемпбелл Дроун, … Духовная акушерка интернационального творчества», добивается, чтобы идея водного рождения и беби-йоги«стала созвучной Даосским практикам целительной Любви. В Вермонте Марина преподает Даосскую йогу и Хатха йогу. Ею разработана новая, универсальная Водная йога, с элементами Тай Чи и Цигун». Ее семья сейчас «завершает строительство … Центра духовных практик рождения и возрождения в горном Таиланде…». Чарковский И.Б., президент Международной Ассоциации Аквакультуры (ВАТЕР), изучает «сознание детей, рожденных в воде в присутствии дельфинов (в качестве акушеров)». Его искания «на втором международном симпозиуме «Границы человеческих возможностей» (Париж, 1990) были признаны поворотным путем эволюции, поворотом к спасению цивилизации». Володкевич И.М. является членом Международного Регистра Целителей, членом Международной Ассоциации Свободного Дыхания, специализировался у С.Грофа, сертифицирован по системе Vivation, а также на I и II ступень рейки.

В 2002 г. из США в Россию приехала Молли (Мелания) Калигер, сертифицированная домашняя акушерка, которая в 1992 г. создала организацию по обучению акушерок в Америке, и до 2005 г регулярно проводила стажировки американских акушерок в российских роддомах. Теперь она приняла православие и создала в России Центр домашней гомеопатии и акушерства («Vis Vitalis»), через который со своими единомышленниками (в том числе из школы «Драгоценность») собирается реализовывать далеко идущие планы. Так, Молли планирует внедрять у нас холистическую семейную медицину и изменять мировоззрение наших сограждан в лучшую сторону посредством гомеопатического понимания, в чем видит огромные возможности (84, 85).

Следует отметить, что за рубежом альтернативная медицина (включая домашние роды), основанная на холистической философии, вошла в альянс с так называемой велнес-индустрией. Эта индустрия обслуживает приверженцев нового стиля жизни - жизни в стиле велнес (wellness – производное от слов fitness и wellbeing), появившегося стараниями маркетологов и бизнес-стратегов в 50-60-е годы 20 века в США. По словам адептов этого стиля, «Велнес - это особая атмосфера удовольствия и комфорта, наполняющая жизнь энергией и оптимизмом», - поддержание «хорошей физической и духовной формы с удовольствием и без насилия над собой», «духовные практики Востока и современные методики оздоровления, лидирующие марки косметологических продуктов» и «товары, … содержащие максимум природно-натуральных компонентов». Прогнозируют, что только в США (не говоря обо всем мире) велнес-индустрия с помощью сетевого маркетинга достигнет оборота в 1 триллион долларов уже к 2010 году (86, 87).

Велнес-центры открываются теперь и у нас в России. При этом сходное мировоззрение у любителей велнеса и домашних родов создает новый круг клиентуры для велнес-индустрии (88, 89). Пользуясь средствами ароматерапии, покупая велнес-наборы из натуральных компонентов, растительные препараты и многие другие велнес-товары, наши семьи способствуют стремительному расширению рынка велнес и неотделимой от него духовной всеядности.

Вполне резонно поинтересоваться, что это за явление, когда с Запада к нам приходит восточная «духовность», и к чему это может привести? Диакон Андрей Кураев объясняет широкое увлечение «восточной мудростью» на Западе существованием там очагов неприятия христианства, которые переняли некоторые, созвучные их собственному язычеству идеи восточной философии. Далее последовало распространение влияния таких антихристианских каббалистических кружков на христианскую среду с помощью идей восточного эзотеризма (90).

«Стратеги» из родительских центров (центр «Рождество»), считают, что оккультизм - это лишь «болезнь роста» пап и мам, способ заинтересоваться своим ребенком и стать духовно ему ближе, и такая «болезнь» якобы пройдет сама собой. Противопоставляют же оккультизму некие исторические русские семейные традиции, но без Бога, то есть, видимо, языческие (91). «Стратегия» родительской культуры получается такая: язычеством победим оккультизм!


Новый интернационал: за домашние роды и йогу во всем мире!

Избыток чувств молодых пап и мам, «раскручиваемых» йогой и психотренингами в родительских школах, не мог не найти себе выхода и выплеснулся теперь в виде партийного лозунга: «Домашние роженики (так в оригинале! - авт.) всех стран объединяйтесь!» (92).

 

 

Директора же с инструкторами семейных школ предпринимают и вполне конкретные шаги для расширения масштабов своего влияния. Недавно они объединились в Общественную организацию «Рождение» (председатель - Ломоносова Е.), распространяющую идеи якобы «естественных родов и сознательного родительства» (93). Эта организация отстаивает права женщин делать, что хочется, и рожать, где хочется, аргументируя это, в частности, тем, что практика домашних акушерок не хуже разрешенных абортов (94). Такой правовой пафос подтверждает, что движение в нашей стране переняло из-за рубежа также и феминистскую направленность.

Согласно отстаиваемой западными домашними акушерками холистической идее, беременная женщина и ее нерожденный ребенок представляют собой «неразделимое и взаимозависимое целое» (95). Однако думается, что общество вправе защищать нерожденного младенца не только от аборта, но и от экспериментов во время родов вне стационара. В таких условиях ребенок может погибнуть из-за неоказания помощи при внезапных осложнениях, может сделать первый вдох под водой (роды в воде), подвергается перекручиванию на пределе возможностей (бэби-йога) и окатыванию ледяной водой. Ради языческого поклонения «Природе» и удовольствия роженицы роды у нас теперь превращают в экстремальный вид спорта (роды в море, в дикой местности, где поблизости нет ни населенного пункта, ни больницы), а бедного новорожденного – в «образец живучести»!

Вместе с тем, прикрывая такие подробности названием «естественные роды», домашние акушерки и сочувствующие им лица написали «Открытое письмо Президенту РФ», в котором содержатся весьма своеобразные идеи. Так, в качестве главной причины демографического кризиса и целого ряда социальных проблем России (наркомании, подростковой преступности, самоубийств и разводов) авторы письма называют массовое строительство роддомов. Выходом из такого положения они считают массовое строительствообщероссийской сети Семейных центров естественного рождения (96).

Для оценки перспектив развертывания такой сети обратимся к Программе организации «Рождение». После дежурных фраз о приоритетных ценностях семьи и многодетности, о возрождении духовного и физического здоровья нации и т.д. обозначена главная цель Программы - создание в обществе перинатальной культуры (97).

Понятие перинатальная культура идентично понятиям перинатальная психология и перинатальная валеопсихология, опирается на мифологические представления о душе ребенка, на древние ритуалы и поверья, на трансперсональную психологию Грофа и дианетику Хаббарда. Такая «культура» имеет своей практической целью получить поколение людей с лучшими качествами (98). Во многом определяют сегодняшнее развитие осознанного родительства и перинатальной культуры идеи И.Б.Чарковского, который проводил исследования по выявлению границ человеческих возможностей на примере новорожденных, рождаемых в воде. Он считал, что у младенцев после первичного контакта с водой (а в идеале - и с дельфинами) в дальнейшем развитии достигается, на его взгляд, самое главное,– открываются сверхспособности, в том числе и телепатические (16, 99).

Так что организация «Рождение» продвигает не то, что декларирует, а нечто совсем иное: во-первых, идею неестественных родов -родов в воде, которые носят характер эксперимента и имеют подразумеваемый смысл некоей инициации, а во-вторых, совершенно нетрадиционную, чуждую нашему православному народу духовность: язычество, йогу, экстрасенсорику и т.д. Под сладкую дудочку разговоров об ответственности, сознательности и здоровье молодых родителей отводят от Бога как источника жизни, и приводят к идолам- своему «Я», природе и «высосанным из пальца» перинатальным матрицам с их садомазохизмом, отвратительным поклонением богине смерти и тому подобной психопатией (32).

«Боевой состав» организации «Рождение» вполне соответствует поставленным целям. Это – родительские школы, открыто называющие своими друзьями секты (Звенящие кедры России, Центр Ведической Культуры, и др.), опирающиеся на псевдонауку, в том числе и оккультную (Ассоциация трансперсональной психологии и психотерапии, Вальдорфская педагогика), и увлекающиеся йогой, тантрой, энергетикой, экстрасенсорикой, шаманизмом и гороскопами (100). Характерно, что Письмо президенту с большой готовностью поддержала секта В.Мегре (анастасийцы; 101).

Развертывание по стране Семейных центров естественного рождения активисты родительских школ теперь собираются проталкивать через государственные органы для оформления в качестве общефедерального проекта. Однако для того, чтобы было ясно, какие идеи такие центры будут насаждать, не честнее ли было бы их назвать Семейными центрами валеологии?


Заключение

 

Отрицательные последствия деятельности родительских частных школ можно разделить условно на три группы:

  1. Отрицательные духовные последствия. Частные родительские школы являются источником распространения чуждой нашему православному народу духовности – язычества, йоги, экстрасенсорики и магии. Самое тревожное, что некоторые из этих школ позиционируют себя православными, а домашние акушерки называют себя «духовными». Попадая в такие школы, не очень критично настроенные православные родители могут обмануться тем, что акушерка вслух молится Богу (при этом она может про себя крутить «чакры» и надеяться главным образом на себя, а во время родов - и на хорошую «домашнюю энергетику»). Под видом якобы безобидных тренингов и «духовной работы» над собой наивные родители вовлекаются в языческие, оккультно-шаманские занятия. Их новорожденные первое, что получают в этом мире - бэби-йогу, а в дальнейшем -педагогические эксперименты: коллективные занятия с грудного возраста, нацеленность на сверхраннее развитие, на вариант «индиго» и т.д.
  2. Конкретные отрицательные медицинские последствия - повышенная смертность и заболеваемость родильниц и новорожденных из-за неоказания неотложной помощи в домашних условиях (102).
  3. Отрицательные последствия для акушерства в целом. Родительские школы, по сути, «паразитируют» на недостатках роддомов, и им невыгодно, чтобы эти недостатки устранялись. Видимо, именно поэтому все положительные нововведения в роддомах (присутствие на родах мужа и других родственников, прикладывание младенца сразу после родов и совместное пребывание с матерью, и др.) сейчас домашними акушерками тщательно замалчиваются. Можно предположить, что они всеми силами будут противодействовать улучшению обстановки в роддомах, в основном распространяя дезориентирующую информацию, порочащую все подряд – и реальные, и надуманные проблемы.

В такой ситуации затрудняется конструктивное решение насущных вопросов родовспоможения. Так, к сожалению, два разных явления сейчас обозначают одним термином: «естественные роды». Это, с одной стороны, уже описанные выше роды на дому, которые носят характер естественного отбора, сопровождаются зачастую оккультными техниками, и заканчиваются в ряде случаев трагически; при этом никто ни за что не отвечает. И, с другой стороны, - появляющееся в отдельных роддомах начинание – роды без лишнего вмешательства, но с контролем специалистов, готовых при возникновении неожиданных осложнений оказать высококвалифицированную помощь и матери, и ребенку. Такой инициативе необходимо всячески и всем обществом содействовать. Однако домашние акушеры и их приверженцы делают, и будут делать все, чтобы затормозить такое начинание и помешать ему, что видно на примерах обезболивания и кесарева сечения. Вместо помощи в мерах, направленных на разумное ограничение частоты этих вмешательств, они переводят вопрос в фаталистически-психопатическую плоскость, запугивают доверяющих им людей и размывают проблему.

Далее, затрудняется широкое гласное обсуждение «больных» вопросов репродуктивной медицины в целом, например, проблемы абортов, проблемы пренатальной диагностики и других новых репродуктивных технологий, так как эту информацию могут использовать домашние акушерки для дополнительных выпадов в адрес официальной медицины, и в результате усилится приток беременных в шарлатанские и оккультные школы.

Хочется думать, что наша Церковь поможет православным семьям, настроенным на рождение детей (и на многодетность), – даст оценку деятельности такого рода «духовных акушерок» и семейных центров, и поможет будущим родителям найти правильные ориентиры в этот ответственный для себя период.

Источники

 

  1. Родительская школа «Драгоценность». Репортажи. / http://www.gemschool.ru/content/rep.php
  2. Валеология: мировоззренческий, научный и религиозный аспекты. Москва, 2000г. / http://orthomed.ru/pms.php?id=library.decay.0078
  3. Грех ли лечиться? Церковный вестник. - 2007. - №6(355), март / http://www.tserkov.info/numbers/diskus/?ID=2124
  4. Родительская школа «Драгоценность». История школы / http://www.gemschool.ru/content/history.php
  5. Развитие систем пренатального воспитания / http://www.akush.ru/article.php?article_id=521
  6. Семейный клуб «Дельфин». Роды - глазами ребенка / http://www.screen.ru/dolphin/child.htm
  7. Ответственное родительство / http://otvetrod.narod.ru/
  8. Responsible Parenthood / http://archives.umc.org/interior_print.asp?ptid=4&mid=991
  9. Ангел, рожденный в воду / http://www.eurokid.com.ua/panorama12381.html
  10. Акушеры начинают кампанию против слишком самостоятельных рожениц / http://www.ma-ma.ru/ru/library/news/36236.php
  11. Самойлова Яна. Письмо в редакцию. Церковный вестник. - 2007. - №17(366) сентябрьhttp://www.tserkov.info/numbers/churchsociety/?ID=2287
  12. Перед тем как идти в роддом, я прочитала учебник по акушерству. Интервью с писательницей Полиной Дашковой /http://old.9months.ru/press/10/48/index.shtml
  13. Новые шокирующие факты по делу о незаконных родах в «Колыбельке». Петербугские Вести. 02.02.2007/http://www.rtr.spb.ru/vesti/vesti_2007/news_detail_v.asp?id=10076&page=2).
  14. Краштан Е. Роды с бубном или назад в будущее. Выборг (газета). - 2008. - 10 января http://www.gazetavyborg.ru/?q=gazeta&art_id=3826&num_id=3825&rubrik_id
  15. Сайт Татьяны Саргунас Естественные роды / http://sargunas.ru/index/0-2
  16. Центр родительской культуры «Наш аист». Наши учителя / http://www.nash-aist.ru/index.php?action=uchitel
  17. Родительская школа «Драгоценность». Сознательное родительство / http://www.gemschool.ru/content/index.php
  18. Родительская школа «Драгоценность». Наш подход / (http://www.gemschool.ru/content/schl.php)
  19. Рождение и роды. Из записной книжки с занятий Родительской школы «Драгоценность» / http://baby-strannik.narod.ru/rody.htm
  20. Трунов М., Китаев Л. Экология младенчества. Первый год / http://newmama.ru/baby_eco/10_3.htm
  21. Нефедова М., Северина О. Рожать ли в воду? / http://www.miloserdie.ru/index.php?ss=2&s=32&id=5408
  22. Фомин М. Домашние роды - здоровый малыш. Практика духовного акушерства. - СПб.: Питер, 2006. - 160 с.: ил.
  23. Самопознание. Тренеры. Михаил Фомин / http://www.samopoznanie.ru/instructor/mihail-fomin/
  24. О духовном акушерстве. Духовное акушерство как новое направление в целительстве / http://afield.org.ua/mirwom/mw82_1.phtml
  25. Форум «Ответственность духовных акушеров». Письмо Татьяны и Андрея / http://www.mother.ru/phorum5/read/5/239474.html
  26. Постнова Ю. О работе с голосом в родах / http://www.gemschool.ru/content/story.php?a6.html
  27. МАВ - Личная страница Александра Макарова. Метафора - духовное акушерство / (http://makarov02.narod.ru/2004/DUHAKUSH.htm).
  28. Российская ассоциация центров изучения религии и сект (РАЦИРС). Список тоталитарных сект /http://www.anticekta.ru/Sects/1.html
  29. МАВ. А.В.Макаров - автобиография / (http://makarov02.narod.ru/2004/biograf.htm
  30. МАВ. Авторская программа Макарова Александра Васильевича / http://makarov02.narod.ru/2005/cet-99.htm)
  31. Карельский Герман Борисович / (http://www.karelsky.ru/about/)
  32. Станислав Гроф. Путешествие в поисках себя / (http://loopback.ru/psytech/transpsy/selfds1.htm)
  33. Постнова Ю. Водные упражнения в предродовой подготовке / http://rebenok.by/articles/birth/light/~id=2169
  34. Иеромонах Максим (Попов). Холотропное дыхание - комплексная медитативная техника трансперсональной психологии / (http://www.iriney.ru/document/doc/009.htm)
  35. Панюшкин В. Точка невозвращения / http://www.gemschool.ru/content/story.php?a1.html).
  36. Постнова Ю. Водные упражнения в предродовой подготовке[1] / http://www.gemschool.ru/content/story.php?a8.html
  37. Родительская школа «Драгоценность». Для беременных / http://www.gemschool.ru/content/brm.php
  38. Форум родителей. Дети природы. Сара Конор. Apr 11 2007 / http://www.kid.ru/forum/index.php?act=Print&client=printer&f=38&t=10385
  39. Анапа. Утриш (Начало) / http://www.vinforika.ru/anapa2007/page4.htm
  40. Письмо Алевтины С. Наш Аист. - 2001. - №03(87), февраль / http://www.mozaika.ru/images/aist8701.htm
  41. Айна[2] Мэй Гаскин. Духовное акушерство (http://baby-strannik.narod.ru/anna.htm).
  42. Телесно-ориентированная психотерапия / http://works.tarefer.ru/70/100535/index.html
  43. Презентация розен-метода в Ашдоде / http://www.vsedorogi.org/kurs41_roz.asp
  44. Шубина Е. Что такое розен-метод? / http://www.psychomedia.org/index.php?page=psy&art=1118
  45. ШЭЛ. Лекция 7. Тело как инструмент раскрепощения / http://beon.ru/dating/51-738-shjel-lekcija-7-read.shtml
  46. Цыгане. Тайны жизни и традиции. Справочник / http://www.litportal.ru/genre24/author3418/read/page/4/book15434.html
  47. Сайт соционической эзотерики Владимира Толстикова / http://garmonic-love.narod.ru/
  48. Литвер Л. Судьба по наследству. Вечерний Челябинск. 28-02-2003 / http://www.chelpress.ru:8004/newspapers/vecherka/archive/28-02-2003/12/1.DOC.shtml).
  49. Родительская школа «Драгоценность». Психологический тренинг / http://www.gemschool.ru/content/srdttr.php
  50. Мир словарей. Ранк Отто / http://mirslovarei.com/content_psy/RANK-OTTO-3072.html
  51. Психологическая Энциклопедия. Травма рождения / http://www.prosvetlenie.org/esoteric/12/5.html
  52. Шандор Ференци. К критике «Техники психоанализа» Ранка / (http://www.psychol-ok.ru/lib/ferenczi/tipp/tipp_27.html).
  53. Степанов С. Услада слабых и пресыщенных. Миры и мифы трансперсональной психологии /http://psy.1september.ru/2001/39/4_5.htm
  54. Сны наяву. Психоделия / http://www.scorcher.ru/art/mist/psychedelia/psychedelia.php
  55. Даниленко В.П. Инволюция в науке: психологические квазинауки / http://www.islu.irk.ru/danilenko/articles/psyhkvazi.htm
  56. Молчанов Ю. Дышите, дышите Шура, они золотые! (холотропное дыхание) / http://www.t-room.ru/holotropnoe.html
  57. Станислав Гроф: «Людьми управляют матрицы». Интервью. Правда 12.01.2007 / управ.матриц (http://www.pravda.ru/science/mysterious/human/209514-0/
  58. Наиболее известные деструктивные тоталитарные секты и группы, обладающие значительным числом признаков таковых, действующие в Российской Федерации. Приложение к Итоговой декларации Международной конференции «Тоталитарные секты- угроза религиозного экстремизма». Екатеринбург, 11 декабря, «Православная газета» / http://orthodox.etel.ru/2002/47/11sekty.shtml
  59. Colorado governor signs “rebirthing” ban. CNN.COM./Law.Center. Apr 11, 2001 / http://www.cnn.com/2001/LAW/04/17/rebirthing.ban
  60. CANDACE NEWMAKER: Death Through "Rebirthing" Therapy. News powered by: Inclusion Daily Express /http://www.inclusiondaily.com/news/crime/newmaker.htm
  61. Чернова А.С. Дыхание до и после рождения. Мой ребенок. - 2005. - июнь / http://www.lakats.lv/article_info.php?articles_id=23
  62. Как научиться правильно дышать во время беременности? Журнал Женские страсти / http://www.passion.ru/s.php/6442.htm
  63. Ломоносова Е. Влияние процесса рождения человека (БПМ С.Грофа) наи тип информационного метаболизма. Соционическая газета. - №24(27). - 27.12.2003. / http://www.socioniko.net/ru/gazeta/2003-24/grof-bpm.html
  64. Игумен Евмений. Здравствуй, малыш! – Свет православия. - 2007.
  65. Там же, стр.7
  66. Там же, стр.125-126
  67. Там же, стр.133
  68. Там же, стр.158-159
  69. Там же, стр.155
  70. Там же, стр.13
  71. Там же, стр.134
  72. Там же, стр.18
  73. Шнырова С. Как «сдаться» в роддом? / http://www.naturalbirth.ru/public/rno4.php
  74. Ильина О. Как живем, так и рожаем, как рождаемся, так и живем / http://www.gemschool.ru/content/story.php?a2.html
  75. Why it is so important to avoid traumatizing babies and moms. An interview with Suzanne Arms /http://www.nexuspub.com/articles/2000/july2000/childbirth.htm
  76. Birthing the Future. About Suzanne Arms / http://www.birthingthefuture.com/About_Suzanne.html
  77. Ina May Gaskin. Author, Activist, Innovator. Biography / http://inamay.com/archive/biography.php
  78. Amazon.com: Spiritual Midwifery: Ina May Gaskin: Books / http://www.amazon.com/Spiritual-Midwifery-Ina-May-Gaskin/dp/1570671044
  79. Placenta Trauma by Nemi Nath http://www.breathconnection.com.au/Articles/Placenta%20Trauma.htm
  80. Обязательны ли родовые боли? История естественных родов. Крис Гриском / http://detiradugi.ucoz.ru/publ/4-1-0-12
  81. The Light Institute/ A Message from Chris Griscom / http://lightinstitute.com/
  82. Нетрадиционная медицина. Он и она. Спаси и сохрани! / http://www.e-tat.ru/zv/2000/j07_2000/st15.htm)
  83. Маша Макарова, интервью Time Out. Москва. Апрель 2005 / http://www.timeout.ru/journal/feature/355/
  84. Vis Vitalis. Центр домашней гомеопатии и акушерства / http://www.vis-vitalis.ru/
  85. Vis Vitalis. Центр домашней гомеопатии и акушерства. О центре / http://www.vis-vitalis.ru/index.php?aux_page=aux_1
  86. Wellness в массы … или изучаем философию нового времени / http://www.4p.ru/main/theory/17352/;
  87. Велнес-центр Каскад / http://www.wellness-center.ru/
  88. Велнес-клуб Кристалл / http://wellness-kristall.ru/services/2/2/
  89. Фитнес-клуб «Olympic Star Каскад велнес центр» / http://www.infit.ru/places/place/439/
  90. Диакон Андрей Кураев. Почему православные такие? - М.: Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2006. - 528 с.
  91. Крячко А. Стратегии развития родительской культуры на пороге третьего тысячелетия /http://www.rojdestvo.ru/data/publish_pedag/publish_ped08.shtml
  92. Домашние роженики всех стран объединяйтесь! (форум) / http://www.liveinternet.ru/community/lj_rodi_doma/
  93. Сайт Естественное рождение / http://www.naturalbirth.ru/
  94. Онлайн-конференция: «Естественные роды - выбор информированных родителей?» / http://www.drugme.ru/node/7740
  95. Наумов А. Домашние водные роды. Современное состояние проблемы. Холистическая модель родов / http://a-naumov.narod.ru/books.files/book1/holistic.html
  96. Открытое письмо Президенту Российской Федерации В.В.Путину / http://community.livejournal.com/rodi_doma/91531.html#cutid1
  97. Программа «Естественное рождение» / http://www.naturalbirth.ru/natbir.php
  98. Могилевская Е.В. Валеопсихологические аспекты перинатальной психологии. Сообщество ГОД. /http://www.psygod.ru/content/view/53/8/
  99. Чарковский И.Б. Возможности эволюции человеческого мозга в водной среде. «Умные игры» / http://www.intelgame.ru/doc/127.htm
  100. Естественное рождение. Наши друзья / http://www.naturalbirth.ru/friends.html
  101. Сайт Анастасия. Поддержим проект «Естественное рождение»!!! (форум). Открытое письмо президенту /http://www.anastasia.ru/forums/topic_22999.html
  102. Мельник Т. Домашние роды или официальная медицина? Сообщество родителей Ека-Мама / http://www.eka-mama.ru/matter/detail.php?ID=5766

Щеглова И.Т.


[1] В пунктах 33 и 36 приведены две разные статьи Постновой Ю. под одинаковым названием.

[2] Имя Ina переведено на разных сайтах по-разному – Айна или Анна. В данном случае, как и в тексте статьи, приведен вариант Айна.

Календарь





© 2012 Общество православных врачей России
имени святителя Луки (Войно-Ясинецкого), архиепископа Симферопольского
Новосибирское отделение

Контакты:
info@opvnsk.ru
Сделал OldYura.ru