Экспертное заключение о центре "Рожана"

Я, Волков Евгений Новомирович, канд. философ, наук, доцент кафедры общего и стратегического менеджмента Нижегородского филиала Государственного университета — Высшей школы экономики (НФ ГУ-ВШЭ), доцент кафедры общей социологии и социальной работы Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского (ННГУ), консультант, эксперт и тренер по социальному воздействию и критическому мышлению, член Международной ассоциации по исследованию культов (ICSA) и Европейской федерации центров по исследованию и информированию о сектантстве (FECRIS). Сферой моих профессиональных и научных интересов является социальная психология и социология; с 1991 г. я работаю в сфере практической психологии, а с 1994 г. специализируюсь на исследованиях, экспертизе и консультировании по проблемам социального и психологического воздействия, манипулирования и социально-психологического насилия, в том числе по проблемам, связанным с деятельностью деструктивных культов (тоталитарных сект). Я являюсь автором более 140 опубликованных научных работ по истории, философии, политологии, социологии, социальной и практической психологии, проходил стажировки у ведущих зарубежных специалистов, стаж научной и педагогической работы — 32 года, стаж работы в области практической психологии — 18 лет, стаж экспертной работы — 16 лет, многократно (около 40 раз) привлекался в качестве эксперта и специалиста к экспертным исследованиям и к участию в судебных уголовных и гражданских процессах.

Мне поступил запрос на составление экспертного мнения об идеологии и характере деятельности Центра перинатального воспитания и поддержки грудного вскармливания «Рожана» и его руководительницы Ж. В. Цареградской на предмет признаков опасного манипулирования в отношении клиентов Центра и нанесения социального и психологического вреда членам семей и детям, вовлечённым в деятельность Центра «Рожана». Источник запроса и ряда материалов не может быть назван по просьбе обратившихся лиц, желающих обезопасить свою частную жизнь.

Вопросы, поставленные перед экспертом

1) Какие основные идеи и направления можно выделить в деятельности Центра перинатального воспитания и поддержки грудного вскармливания «Рожана» и его руководительницы Ж. В. Цареградской?

2) Имеются ли в идеологии и деятельности Центра перинатального воспитания и поддержки грудного вскармливания «Рожана» и его руководительницы Ж. В. Цареградской признаки манипулятивного социально-психологического воздействия на лиц, участвующих в программах центра «Рожана» и читающих печатные издания и сайт данного центра и работы Ж. В. Цареградской?

3) Если да, то при помощи каких средств оказывалось и оказывается манипулятивное социально-психологическое воздействие со стороны Ж. В. Цареградской? На что направлено это манипулятивное социально-психологическое воздействие и может ли оно негативно повлиять на социально-психологическое и психическое состояние граждан, вовлечённых в деятельность Центра «Рожана», а также на их физическое и социальное здоровье и как именно?

Материалы, использованные при составлении экспертного мнения

При составлении экспертного мнения были использованы следующие материалы:

  1. Академия материнства. Центр перинатального воспитания и поддержки грудного вскармливания «Рожана» // Центр «Рожана» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://rojana.ru. Дата доступа 05.10.2010.

  2. Фотокопии документов «Правила для кандидата в члены Сельской общины деревни Николаевка» и «Положение о правилах общественного порядка на территории деревни Николаевка». — Электронные файлы в формате jpg.

  3. Цареградская, Ж. В. Послеродовой уход / Ж. В. Цареградская. - М. : Издательство «Рожана», 2006. Фотокопия брошюры (электронные файлы в формате jpg).

  4. Цареградская, Ж. В. Мама + малыш, или воспитание ребёнка от 3-х до 8-ми лет / Ж. В. Цареградская. — М. : Издательство «Рожана», 2008. Фотокопия брошюры (электронные файлы в формате jpg).

  5. Фотокопии расписки, заявления и договоры по оказанию услуг Центра «Рожана». — Электронные документы в формате jpg.

  6. Аудиозапись передачи Русской Службы Новостей «До и после рождения» с участием Ж. В. Цареградской. — Электронные аудиофайлы (5 файлов) в формате mp3.

  7. Комитет Материнского Надзора // Сайт Комитета материнского надзора [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.komitetmn.ru. Дата доступа : 05.10.2010.

  8. Документ «Вопросы _ комиссия2. Общественная организация «КОМИТЕТ МАТЕРИНСКОГО НАДЗОРА»». — Электронный документ в формате Word (doc).

  9. Документ «Запрос губернаторам _ касты. Общественная организация «КОМИТЕТ МАТЕРИНСКОГО НАДЗОРА»». — Электронный документ в формате Word (doc).

  10. Документ «Kasty _ ред Ж.В.З _ верстка. КАСТЫ — КЛЮЧ К БЛАГОПОЛУЧИЮ». — Электронный документ в формате Word (doc).

  11. Документ «Письмо в опеку. Общественная организация «КОМИТЕТ МАТЕРИНСКОГО НАДЗОРА »». — Электронный документ в формате Word (doc).

  12. Документ «План _ КМН. План информационных акций КМН и «Рожаны» от 18 марта 2010 г.». — Электронный документ в формате Word (doc).

  13. Документ «План _ КМН _ 11.05.2010. План работы КМН от 11 мая 2010 г.». — Электронный документ в формате Word (doc).

  14. Документ «Расследование КМН _ шайка. Отчет о результатах расследования Комитета Материнского Надзора объявленного «___»____________ 2010 г. после полученияписьма Юли Караваевой». — Электронный документ в формате Word (doc).

  15. Информационные выпуски «Criterion» №№ 1-9. — Электронные документы в формате pdf.

  16. Документ «Заявление. Я _ _ _ _ _ против проводимой реформы образования «Наша школа». — Электронный документ в формате Word (doc).

  17. Документ «Правила». — Электронный документ в формате Word (doc).

  18. Документ «Приложение из брошюры ЦЖВ. Основы нравственности». — Электронный документ в формате Word (doc).

  19. Документ «Строение социальной группы и иерархия _ Рожана». — Электронный документ в формате Word (doc).

  20. Документ «цитаты участниц тренинга Дача». — Электронный документ в формате Word (doc).

  21. «Антирожана» // Сайт «Антирожана» [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://antirojana.ucoz.ru. Дата доступа : 05.10.2010.

  22. Сообщение из блога «Инструктор Рожаны искалечил моего малыша». — Документ Интернета, http://community.livejournal.com/malyshi/11622001.html. Дата обращения — 05.10.2010 г.

  23. Сообщение. // Блог «почитайте все, кто решил рожать с РОЖАНОИ! это обман» [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://community. livejournal.com/ru _ perinatal/14286700.html. Дата доступа: 05.10.2010.

  24. Сообщение с форума. // Форум «Школа материнской культуры “Рожана” — деструктивный культ?». [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.sektam.net/forum/index.php?showtopic=955. Дата доступа : 05.10.2010.

Основные методологические и методические принципы предварительного социально-психологического исследования

Все вопросы, поставленные к составлению экспертного мнения, входят в существенной степени в компетенцию социальной психологии и социологии и рассматриваются в пределах соответствующих научных дисциплин с одновременным учетом взаимосвязанных междисциплинарных аспектов.

В данном предварительном исследовании не оцениваются медицинские аспекты деятельности Центра «Рожана» и Ж. В. Цареградской, поскольку они не входят в компетенцию эксперта. В настоящем исследовании анализ феноменов, связанных с религиозным и эзотерическим сознанием и религиозной и эзотерической идеологией (литературой), проводится исключительно в рамках социальной психологии и социологии и не затрагивает религиоведческие или теологические аспекты. Религиозное и эзотерическое поведение, мышление и идеология (литература) рассматриваются как социальные и социально-психологические феномены, с точки зрения социального содержания и социальных последствий, независимо от их конфессиональных, теологических и эзотерических трактовок.

В качестве основного метода предварительного экспертного исследования применялся социально-психологический и социологический анализ смыслового содержания и формообразующих и структурных характеристик представленных материалов, а также анализ их социально-психологического и социального функционирования в рамках процессов социального воздействия и влияния.

Использовались следующие базовые модели для оценки изученных материалов:

модель пропаганды (суггестивно-манипулятивного воздействия, исключающего рациональное восприятие и критический анализ);

модель манипулятивно-эксплуатирующего воздействия, приводящего к необоснованному и неинформированному изменению поведения, мировоззрения и ценностей индивидов, в том числе в направлении к экстремистскому поведению.

Социальная психология исследует процессы и явления, связанные с влиянием на мышление, эмоции и поведение индивидов реального или предполагаемого присутствия других людей и, соответственно, тех продуктов деятельности других людей, которые являются или могут быть интерпретированы как осмысленные высказывания или как знаковые (символические) обозначения социальных отношений. Основным предметом социальной психологии, следовательно, является социальное влияние и социальное воздействие. Все вопросы, поставленные перед предварительным исследованием, предполагают в значительной степени именно оценку характера, содержания и результатов социального влияния и социального воздействия. Предоставленные на исследование материалы и поставленные вопросы, таким образом, в существенной мере входят в компетенцию социальной психологии, что не исключает применения иных научных подходов.

Оценка характера и результатов социального воздействия исследуемых материалов производится на основе модели пропаганды посредством выявления характера и функций социальных стереотипов и аттитюдов, которые внушаются, эксплуатируются и подкрепляются различными средствами и приемами социальной коммуникации.

Эксперт понимает под «социальным влиянием» следующее: «Социальное влияние — это процесс изменения любых аспектов поведения, мышления, эмоционального состояния и восприятия человека в результате любой ситуации социального взаимодействия или даже внутреннего субъективного переживания человеком воображаемых ситуаций социального взаимодействия»1.

«Социальное воздействие» определяется экспертом как «осознанное влияние с планируемым агентом воздействия результатом на стороне мишени воздействия»2.

Эксперт использует термин «пропаганда» в следующем значении: массовое внушение (суггестивное воздействие) посредством манипуляции символами и психологией индивидуума. «Пропаганда включает искусное использование образов, лозунгов и символов, играющее на наших предрассудках и эмоциях; это распространение какой-либо точки зрения таким образом и с такой конечной целью, чтобы получатель данного обращения приходил к «добровольному» принятию этой позиции, как если бы она была его собственной»3.

«Манипуляция — это вид социального воздействия, который основан на скрытой эксплуатации социальных стереотипов и ошибок восприятия другого человека и при искусном исполнении которого у мишени воздействия неотрефлексированно возникают мысли, чувства и поступки, не планировавшиеся и не совпадающие с ее актуально существующими желаниями»4.

«Внушение (англ. suggestion)— вид целенаправленного коммуникативного влияния на поведение и сознание человека (или группы людей), в результате которого человек (группа людей) вопреки имеющейся фактической информации (воспринимаемой, извлекаемой из памяти) признает существование того, что в действительности не существует [либо чего они на самом деле не помнят, не понимают или что не решаются поставить под сомнение, уточнить, выяснить. — Добавлено мной — Е. В.], либо что-то делает вопреки своим намерениям или привычкам. Иначе говоря, внушение изменяет свойственные человеку способы анализа информации и способы поведения. Эффект внушения обусловлен снижением самоконтроля и самокритики в отношении содержания внушения, что имеет место, например, в состоянии гипноза»5.

«Внушение(суггестия) — целенаправленный процесс прямого или косвенного воздействия на сферу психическую человека, ориентированный на специфическое программирование человека и на осуществление им внушаемого содержания. Связано со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания, а также с отсутствием целенаправленного активного понимания, развернутого логического анализа и оценки в соотношении с прошлым опытом и данным состоянием субъекта. Содержанию сознания, усвоенному внушением, в дальнейшем присущ навязчивый характер; оно с трудом поддается осмыслению и коррекции, являя собой совокупность «установок внушенных». Внушение — компонента обычного человеческого общения, но может выступать и как специально организованный вид коммуникации, предполагающий некритическое восприятие сообщаемой информации и противоположный убеждению. ... Внушение, производимое группой, — один из факторов конформности. Достигается средствами вербальными — словами, интонацией, и невербальными — мимикой, жестами, действиями (другого человека), внешней обстановкой... По методам реализации внушения подразделяются на внушения прямые (императивные), внушения косвенные, а также на внушения преднамеренные и непреднамеренные. Внушение прямое преднамеренное заключается в использовании суггестором специальных «словесных формул», кои внедряются в сферу психическую суггеренда и становятся активными элементами его сознания и поведения. Содержание внушения косвенного включается в сообщаемую информацию в скрытом, замаскированном виде и характеризуется неосознанностью, незаметностью, непроизвольностью его усвоения. Внушение косвенное может быть как преднамеренным, так и непреднамеренным.

Эффективность внушения определяется:

1) свойствами суггестора — социальный статус; обаяние; волевое, интеллектуальное, характерологическое превосходство;

2) особенностями суггеренда — степень внушаемости;

3) отношениями, складывающимися между ними, — доверие, авторитетность, зависимость;

4) способом конструирования сообщения — уровень аргументированности, характер сочетания логических и эмоциональных компонентов, подкрепление другими воздействиями. На внушении отчасти основано воздействие многих средств массовой коммуникации, рекламы, моды, обычаев, формирование веры» 6

Стереотип — упрощенное обобщение о группе людей, приписывающее им одинаковые характеристики, которые совпадают с чьими-то предубеждениями7

Аттитюды: устойчивая оценка — положительная или отрицательная — людей, предметов (объектов) и идей. Аттитюды имеют как оценочный/эмоциональный, так и когнитивный компоненты8.

Направления деятельности и характер идеологии Центра перинатального воспитания и поддержки грудного вскармливания «Рожана» и его руководительницы Ж. В. Цареградской

Центр перинатального воспитания и поддержки грудного вскармливания «Рожана», возглавляемый Ж. В. Цареградской, декларирует своей целью помощь в «естественном» рождении, грудном вскармливании и воспитании здоровых детей. Эти же цели и соответствующие предлагаемые методики и тренинги описываются, рекомендуются и рекламируются в опубликованных работах Ж. В. Цареградской (все цитаты далее даются курсивом. Выделения жирным шрифтом сделаны экспертом, если не оговорено иное): «Центр перинатального воспитания и поддержки грудного вскармливания «Рожана» всеми силами ратует за увеличение количества физически и психически здоровых детей за счет распространения опыта правильного материнства. Мы предлагаем свои глубокие знания и многолетний положительный опыт в любой период жизни семьи...» (Цареградская Ж. В. Послеродовой уход. Последняя страница обложки)9.

Медицинская и физиологическая составляющие указанной деятельности и применяемых методик не подлежат оценке в данном исследовании. Изученные материалы в то же время позволяют утверждать, что реальное содержание деятельности Ж. В. Цареградской и Центра «Рожана» и пропагандируемых в данной организации идей выходит далеко за декларируемые рамки.

Ж. В. Цареградская (далее название организации опускается, поскольку она является исключительно личным инструментом создательницы и руководительницы Центра «Рожана») претендует на обучение не только узкопрофильным и частным аспектам здоровья и воспитания детей, но и на продвижение следующих идей и проектов:

Ж. В. Цареградская якобы «восстановила» методику послеродового ухода, которая: «...основана на народном опыте, донесенном донас старинными этнографическими сборниками, дореволюционнымитравниками, экспедиционными материалами и изустными рассказами. Подходы и рецепты деревенских бабушек обнаруживают проверенную временем мудрость сотен поколений женщин, многократно прошедших испытания, связанные с трудами рождения. В народной традиции закрепилось стремление сохранить у родившей женщины возможность иметь и в дальнейшем как можно больше потомков, и неудивительно, что о ее здоровье заботились особенно ревностно. Именно эта особенность традиционного подхода и побудила нас опробовать народные методы сначала на собственном опыте, а потом предложить руководствоваться ими своим знакомым и близким. И каждый раз их использование давало прекрасный результат». (Цареградская Ж. В. Послеродовой уход. С. 3)

Ж. В. Цареградская якобы создала немедицинскую методику взращивания детей: «Издательство «Рожана» представляет: Цареградская Ж. В. «Новорожденный. Уход и воспитание». Уникальное методическое пособие для родителей, которое разработано и составлено на основе немедицинского подхода к уходу за грудным ребенком и еговоспитанию, является стартовой площадкой для обучения женщин материнскому искусству взращивания детей».(Цареградская Ж. В. Послеродовой уход. С. 32)

Ж. В. Цареградская якобы создала, точнее, опять же «восстановила», систему«социальной адаптации в условиях адекватной группы». (Цареградская Ж. В. Мама + малыш, или воспитание ребёнка от 3-х до 8-ми лет. С. 4) Одним из центральных положений этой системы является утверждение, что «к 3-4-м годам на ребенка может оказать влияние только группавзрослых (Выделено автором). которая думает и действует одинаково,в рамках одной системы миросозерцания и одного морально-нравственного кодекса... Более того, именно члены группы, а еще лучше, старшая матьи старший отец, обладающие мудростью и большим жизненным опытом, будут принимать активное участие в формировании поведения ребенка и разъяснять ему нравственные ценности. Именно старшие порангу в сообществе должны настаивать на выполнении ребенком определенных норм поведения, сообщать ему необходимые знания, а остальнымчленам группы задавать генеральную линию воспитания. Немаловажно, что и сам ребенок имеет врожденную потребность оказаться рядомсо старшим по рангу, чтобы уточнить свое собственное иерархическоеположение и успешно освоить формы поведения, свойственные именно детскому возрасту. Итак, родители должны помнить, что с 3-х летони значительно ограничены в оказании на ребенка воздействия с точкизрения формирования его правильного социального поведения, выполненияморально-нравственных и других норм».(Цареградская Ж. В. Мама + малыш, или воспитание ребёнка от 3-х до 8-ми лет. С. 7-8)

 

Ж. В. Цареградская претендует на точное знание вполне конкретных врожденных ожиданий ребенка,«последовательно удовлетворяя которые и можно вырастить счастливого, здорового во всех отношениях человека».(Цареградская Ж. В. Мама + малыш, или воспитание ребёнка от 3-х до 8-ми лет. С. 4)

Ж. В. Цареградская однозначно утверждает наличие у маленьких детей «знания Бога», «реинкарнационных воспоминаний» и «дородовой памяти»:

«Через особые переживания дети в этом возрасте [5-й год жизни] демонстрируют наличие у них знаний о таких вещах, которые можно назвать основами миросозерцания и началами религии.Эти знания несомненны и воспринимаются, как часть человеческогосущества и как объективная реальность, что-то из этих знаний является памятью ребенка.

Что же такого знают дети, чего не знают взрослые?

Выделим несколько категорий таких знаний.

Во-первых, дети знают Бога, и у них нет сомнений, что Он существует. Для ребенка этого возраста Бог находится в глубинах Вселенной и смотрит на него с небес. Многие дети видят, как на них с вечернего неба смотрит огромный глаз, похожий на треугольник — это глаз Бога. Иногда они просто говорят, что на них смотрит небо, а Бога характеризуют, как нечто необъяснимое. Ребенок не боится этого явления, он чувствует себя частью Вселенной, чувствует, что всевидящее око все о нем знает, и он замирает перед открывшимся величием. Иногда дети не могут выдержать этого величия и отказываются в сумерках выходить на улицу. Особенно откровенно такое поведение может проявиться в деревенской среде, где город не мешает переживать взгляд неба. В этом возрасте дети уже хорошо говорят и могут передавать свои переживания словами: «На меня смотрит небо». Это явление вполне можно считать откровением, таинством. Когда речь идет о сокровенном процессе формирования миросозерцания ребенка, любой человек, считающий себя верующим, должен снять шляпу и преклонить колени, поскольку речь идет о том, как в человеческом существе начинает говорить сам Бог, нечто сакральное и непознанное. Это начало всех религий, чистое и незамутненное. Ребенок можетобщаться с Богом, с истоками Вселенной напрямую. и ему не нужныдля этого пророки и посредники.

Во-вторых, дети не сомневаются втом, что они живут на земле не первый раз. Они знают, что когда-то они уже были большими и могут рассказывать об этом. Длядетей реинкарнацию отменить невозможно, потому что они помнятсвои прошлые воплощения. Они помнят своих прежних родителей, свое прежнее детство, какие-то важные или приятные события, они помнят обстоятельства, при которых они умерли или погибли. Есть случаи, когда дети сохраняют такую память не из одной жизни. Существование у маленьких детей реинкарнационной памяти и важность этого явления подтверждают и этнографические источники. Для сохранения реинкарнационной памяти в русской традиции, а также в традициях других народов было принято новорожденным и грудным детям до того момента, пока они не начинали говорить, задавать вопросы о том, где и у кого они жили раньше.

Считалось, что когда ребенок достигнет 4-х-5-ти лет, он начнет подробно рассказывать о своем прежнем воплощении, и родители поймут, в какую сторону лучше всего направить его воспитание. Отголоском этой традиции является известный обычай выкладывать перед годовалым малышом предметы, символизирующие профессии или роды занятий. К какому предмету ребенок потянется сначала, такое дело ему знакомо, и есть смысл развивать его в этом направлении. Также воспоминания из прошлой жизни могут прояснить причини появления ичеловека тех или иных фобий — если предмет фобии был причиной смерти в прошлой жизни — и тем самым снизить ее негативное влияние. И последняя категория знаний. Дети помнят о том, почемуони решили рождаться у своих родителей, они помнят свои внутриутробные переживания и как они рождались. Дети видят сны на эти темы, а на стадиях засыпания и пробуждения переживают все телесные ощущения, связанные с родами: сильное сдавливание, погружение в слизь, приближение огромного темного шара». (Цареградская Ж. В. Мама + малыш, или воспитание ребёнка от 3-х до 8-ми лет. С. 20-22)

Ж. В. Цареградская однозначно настаивает на максимальном ограничении роли отца в жизни ребёнка фактически до возраста 6-ти лет. До указанного возраста, по методике Ж. В. Цареградской, тотальная власть над ребёнком отдаётся матери и особой общине взрослых: «Отдельно скажем о взаимоотношениях ребенка с отцом. В первые годыжизни ребенка мать играет для малыша во всех смыслах ведущуюроль. Она обеспечивает все его жизненно важные потребности, сообщает начальные сведения об окружающем мире, учит основам поведения в обществе. Иначе говоря, от матери требуется заложить базу физического, психического и нравственного здоровья ребенка, а потом «передать» его отцу с тем, чтобы тот развивал начатое дальше. Львиная доля воспитательных усилий потребуется от папыпосле исполнения ребенку 6-ти лет, когда он в полной мере войдет в зону влияния родителя мужского пола». (Цареградская Ж. В. Мама + малыш, или воспитание ребёнка от 3-х до 8-ми лет. С. 9)

Ж. В. Цареградская приписывает детям общение с потусторонним миром:

«Кроме естествознания ребенка чрезвычайно сильно интересует вопрос «Как устроен Я?». Однако здесь не идет речь об анатомических подробностях устройства человека. Ребенок знает, что инего есть душа и она находится в теле, но может из него выходить.Его интересует, куда душа уходит после смерти и что с ней происходит, каковы взаимоотношения его души с физическим миром. Где находится место, через которое входит душа, и как именно это происходит. Например, дети в этом возрасте могут видеть сны, в которых они выходят из своего тела, смотрят на него со стороны, вовлекаются в некое круговое движение по комнате или улетают за ее пределы. В связи с этим и возникает вопрос «Как я устроен?». Детям необходимо понять, что с ними происходит в таких снах, и этот интерес может длиться вплоть до исполнения ребенку 12-13-ти лет. Однако чаще всего в возрасте 8-ми лет полеты во сне с выходов из тела прекращаются. Также ребенок знает о существованиипотустороннего мира, который населен разными сущностями. Родители чаше называют их привидениями и духами, как правило, потомучто сами не знают других «имен». Однако если и взрослых познанияв этой сфере более разнообразны, то ребенок получает возможностьоперировать и другими обозначениями. Сущности. о которых знаетребенок, разные по характеру: одни из них опасны для человека, другие помогают ему и более миролюбивы. Ребенка очень интересуютвзаимоотношения между людьми и жителями потустороннего мира.Отрицать существование последних со стороны взрослых в высшейстепени глупо, потому что дети видят их в прямом смысле глазами и уверенно описывают. Дети даже рассматривают эти явлениягруппой, обсуждают детали, направление движения и другие подробности. которые шокируют взрослых. Ребенок очень чувствителен ковсем проявлениям потустороннего, поэтому страх темноты и пространства в этом возрасте приобретает особый смысл. Дети боятсятемноты не просто так, а именно потому, что в ней могут в какой-то момент скрываться представители другого мира — и не всегдамиролюбивые. Родителям надо внимательно относиться к страхам ребенка, обнимать его в такие моменты, как бы обволакивая своей энергетикой, прогонять незваных гостей. Приведем примеры вопросов, которые могут задавать дети в этом возрасте, и их рассуждения. «Где живут привидения?»; «Где находится вход в потусторонний мир и может ли туда попасть человек?»; «Почему привидений не видно обычным зрением?»; «Что такое зеркало? Зеркало — это вход в потусторонний мир, потому что оно отражает лучи солнца»; «Луна подкрепляет силы привидений ночью, потому что луна — это тоже большое зеркало, которое отражает лучи солнца»; «Дед Мороз — дух, и Ангел-хранитель — тоже дух. Можно ли их увидеть?»; «Как у человека появляется Ангел-хранитель при рождении? Как можно с ним встретиться?». Рекомендации. Полноценное общение с детьми в этот период требует от родителей как конкретных знаний в различных областях (астрономия, естествознания, биология), так и умения тактично отнестись к способностям ребенка видеть недоступные взрослым объекты и к его интересу к таинственной стороне жизни, которая для ребенка абсолютно реальна. Чтобы не казаться несведущим в очень важных для ребенка вопросах, родителям можно дать совет активно интересоваться мифологией». (Цареградская Ж. В. Мама + малыш, или воспитание ребёнка от 3-х до 8-ми лет. С. 24-25)

Ж. В. Цареградская настаивает на жёстком разделении всех людей на «своих» и «чужих»: «Прежде чем говорить об умении ребенка действовать в группе людей, необходимо понимать, что такое группа, и точно определиться с понятиями «свой — чужой». Это важно,поскольку образовать группу с «чужими» невозможно... Чтобы действовать вместе, необходимо друг другу доверять и не опасатьсяконтактов с другим человеком. Это означает, что группа должнасостоять из «своих», т.е. из тех людей, которые друг друга знают идруг другу доверяют. В группе реализуется чувство локтя, принцип «Один за всех, и все за одного». Отметим, что реализации именно этого принципа подсознательно хочет каждый человек — он хочетпопасть в группу «своих», это его врожденное ожидание, связанное стем, что в такой группе он и жил на протяжении многих тысяч лет.Кто такие «свои» вопрос непростой, и ответ на него определяет основы морально-нравственного кодекса, соблюдение которого совершенно необходимо для реализации групповой деятельности, поэтому мы будем рассматривать это понятие более подробно... Действия команды не могут быть эффективными, если они не подкрепляются морально-нравственным кодексом. Этот кодекс чести человеку необходимо усвоить с самого раннего возраста, тем более что основан он на наших врожденных ожиданиях. Это означает, что здоровомучеловеку генетически свойственны определенные качества, которыепозволяют ему эффективно действовать в группе и поддерживатьс ней доброжелательные отношения. Эти качества выработались впроцессе эволюции человека как биологического вида и как социальногосущества: чтобы выжить, наши предки просто обязаны были уметьхорошо взаимодействовать. Подробнее об этих качествах скажемниже, а сейчас опишем признаки «своих» тех, кто составляет группу и от которых мы ждем определенных проявления этих качеств. «Свои» — это те. которые принимают тебя безусловно, (выделено автором) таким, какой ты есть на самом деле, со всеми слабостями и сильными сторонами. От «своих» ты можешь получить конструктивное замечание, но не укор и не обвинение. Несомненно, такое принятие субъективно, но оно и не может быть объективным. Если бы мы оценивали «своих» объективно, то так и не смогли бы их найти. «Свои» — это те, кому мы абсолютно доверяем, (выделено автором) «Свои» никогда не обманывают друг друга, на них можно положиться, как на самого себя. Если мы группа, мы не ждем друг от друганекорректных действий и обмана. Действуя сообща, мы многое принимаем на веру, совершенно безоглядно. И надо сказать, что полноедоверие гораздо продуктивнее, чем подозрительность и ожидание обмана. Если обманщик видит доверие, то он расслабляется и быстрее допускает промах, а подозрительность заставляет его быть осторожным и позволяет дольше водить нас за нос. Поэтому обнаружить обманщика нам помогает именно доверие. Хочется также отметить, что способность воспринимать что-то на веру и не бояться быть обманутым означает, что человек, во-первых, способен принимать решения, а во-вторых, он уверен в себе. Обман его не сломит и не раздавит, если вдруг встретится на пути. Психически здоровый человек способен понять, что стал жертвой эксперимента на доверие, и расстаться с источником обмана. А если есть психическое нездоровье, то человек будет продолжать отношения и настаивать на том, что его не обманывали, усугубляя тем самым ситуацию. «Свои» — этоте. которые всегда принимают твою сторону при столкновении с«чужими» (выделено автором)». (Цареградская Ж. В. Мама + малыш, или воспитание ребёнка от 3-х до 8-ми лет. С. 31, 32, 34)

Разделение на «своих» и «чужих» Ж. В. Цареградская последовательно применяет к благотворительности и к обществу в целом:

«Наиболее простой и очевидной зоной для реализации добрых дел является благотворительность, т.е. деятельность, направленная на благо, однако с пониманием сути благотворительности не все однозначно, и родителям самим надо разобраться в этом понятии. Совершатьблаго невозможно, если ты не располагаешь критериями добра и зла. Определение этих критериев тесно связано с основами миросозерцания и морально-нравственным кодексом — это сложное понятие, которое невозможно раскрыть в двух словах. Но есть простые принципы, которые помогают определиться на старте, без углубления в философские понятия. Начнем с того, что благом никогда не бываетподдержка негативных сторон жизни и поведения человека, котороепротиворечит всем законам природы. Другими словами, нельзя вкладывать средства или усилия во что-то нехорошее или помогать тем,кто может быть потенциально для тебя опасен. Если ты не хочешь,чтобы твои дети попали в сиротский дом, значит, нельзя, помогатьсиротским домам, надо направить свои усилия на то, чтобы детиоставались в семьях с близкими людьми. Нельзя помогать развитиюдомов престарелых, потому что сам туда попадешь. Надо стараться делать так, чтобы старики оставались в семьях, и т. д. Во-вторых,заниматься благотворительностью можно только с учетом выживания группы, т.е. когда группа получает от благотворительностиреальные преимущества. Это означает, что помогать надо преждевсего тому, кто помогает тебе... Активная жизненная и гражданская позиция родителей. Заключается она в том, что родители должны совершать действия, направленные на защиту и поддержку детей. В современном мире зонами риска для здоровья и жизни ребенка являются акушерство и гинекология (беременность и роды), дошкольныеучреждения, школа, здравоохранение (педиатрия. вакцинация). пищевая промышленность, милиция и военкомат, т.е. те сферы, где высталкиваетесь с людьми, не заинтересованными в здоровье и жизнивашего ребенка. Эти группы откровенно враждебны, но выдают себяза нейтральные или дружественно настроенные. Противостояниеэтим зонам и участие в деятельности организаций, которые защищают детей на самом деле, может стать формой благотворительности».(Цареградская Ж. В. Мама + малыш, или воспитание ребёнка от 3-х до 8-ми лет. С. 40-41)

Главным фактором успешной социальной адаптации детей Ж. В. Цареградская считает создание специальной иерархической общины:

«Итак, условиями успешного воспитания ребенка от трех до восьми лет являются, с одной стороны, сама личность родителей (их мировоззрение и поступки), а с другой, наличие группы взрослых, действующих в рамках единых принципов воспитания детей и отношения друг к другу. И если первое условие вполне по силам реализовать каждому, кто по-настоящему заботится о своем ребенке, то со вторым всегда возникают сложности. В современных городских (да и деревенских) условиях качественно реализовать врожденную потребность ребенка в адекватной группе невозможно. Во-первых, мы не живем общинами, уклад и иерархическое устройство которых сами по себе, без каких бы то ни было дополнительных усилий, способствуют успешной социальной адаптации ребенка. Значит, такое сообщество придется создавать искусственно». (Цареградская Ж. В. Мама + малыш, или воспитание ребёнка от 3-х до 8-ми лет. С. 42)

Приведённые выше выдержки из работ Ж. В. Цареградской свидетельствуют о том, что через проблемы вскармливания и воспитания детей она выстраивает вполне определённую идеологию и программу социального переустройства, в которой утверждается — во имя «успешной социальной адаптации ребенка» — жёсткая необходимость возвращения общества к строго иерархической (авторитарной) сельской общине с тенденцией к тоталитаризму, отказ от системы здравоохранения и школьного образования, а также высказывается побуждение к противостоянию правоохранительным органам. Существенным является то, что перечисленные идеи не излагаются в рамках какой-то открытой дискуссии как предложения по реформированию и улучшению общества, а внушаются в безапелляционном стиле как выводы из неких «законов природы» и под прикрытием заботы о здоровье детей. Характер изложения данных идей исключительно суггестивно-пропагандистский, не предусматривающий никаких возражений или возможных изменений установленных «истин».

Одновременно ряд идей о поддержании здоровья матери и детской психике, формулируемых Ж. В. Цареградской, носят чрезвычайно сомнительный характер с точки зрения научной обоснованности, хотя и преподносятся также как непреложно истинные знания. К таким сомнительным, по меньшей мере, идеям относятся утверждения о безусловном приоритете некоей старинной «народной традиции» поддержания здоровья роженицы над современной медициной (нет ссылок на какие-либо серьёзные исследования), о наличии религиозного сознания, «реинкарнаиионных воспоминаний» и общения с «потусторонним миром» у детей.

Подтверждениями того, что выявленные идеи являются неслучайными для идеологии и деятельности Ж. В. Цареградской, служат следующие документы:

«Правила для кандидата в члены Сельской общины деревни Николаевка» и«Положение о правилах общественного порядка на территории деревни Николаевка», подписанные А. В. Цареградским, мужем Ж. В. Цареградской, и датированные 25 мая 2007 года. Данные документы регулируют правила жизнедеятельности реальной сельской общины, организованной в соответствии с идеей о специальной групповой среде для воспитания детей по «технологии» Ж. В. Цареградской. В «Правилах для кандидата...» детально описаны требования к желающим вступить в данную общину, вплоть до подробного перечня нравственных и психологических качеств, регламентируются обязанности и распорядок жизни, включено требование безоговорочного подчинения «старшим по рангу». Весьма специфически описывается и содержание занятий в данной общине: «Совместные занятия, направленные на сплочение группы и улучшение состояния физического и психоэмоционального здоровья каждого члена группы: различные виды гимнастики, включая йогу,работа с мыслеобразами. коррекция энергопотенциала членов группы,тренировки для развития ловкости и освоения приемов самообороны,походы и т.д.»

Материалы и документы Комитета Материнского Надзора, общественной организации, прямо связывающей себя с Центром «Рожана».

В «Посвящении», составляющем содержание первого номера информационного выпуска КМН «Criterion», прямо излагаются идеи «врожденных ожиданий» ребёнка и превосходства системы воспитания детей у «нецивилизованных народов»:

«Обращение к опыту воспитания детей у примитивных народов (африканские племена, аборигены Австралии и Океании и т.д.) подтверждает существование такого подхода к взращиванию детей, который обеспечивает им полноценное здоровье и развитый интеллект. В первые годы жизни уход за младенцем у нецивилизованных народов подчинен строгой системе религиозных правил, основанных на биологических и физических законах, которые позволяют малышу максимально развить свой потенциал. Поэтому у таких народов дети до 3-х лет значительно опережают в развитии своих сверстников из развитых стран, окруженных всеми благами цивилизации».

В заключение «Посвящения» прямо формулируется задача распространения идей Ж. В. Цареградской:

«Московский центр перинатального воспитания и поддержки грудного вскармливания «Рожана»,возглавляемый матерью семерых детей, психологом-перинатологом Цареградской Жанной Владимировной, ставит своей целью продвижение идей здорового и счастливого материнства. Свою историю центр, созданный в 1989 году, начал с поисков в этнографических источниках информации о естественном взращивании ребенка, закрепленном в опыте многих поколений. Благодаря многолетним исследованиям в области биологии, физиологии, психологии, акушерства и педиатрии, проводимым Цареградской Ж.В., были восстановлены основы традиционного подхода к воспитанию детей. На сегодняшний день центр располагает уникальной системой обучения здоровому материнству, основанной на удовлетворении врожденных ожиданий ребенка и соблюдении биологических законов его вынашивания, рождения и воспитания. Центр предлагает женщинам пройти обучение по программам дородовой подготовки, ухода за новорожденным, воспитания ребенка от рождения до 8 лет. В расширении деятельности центра видится пить к спасению здоровья будущих поколений России».(Criterion. Информационный выпуск. — № 1, ноябрь 2007 г. — С. 2) «КомитетМатеринского Надзора поддерживает деятельность Центра «Рожана», которая позволяет выйти из-под влияния программ самоуничтожения».(Criterion. Информационный выпуск. — № 4, май 2008 г. — С. 4) Последняя фраза повторяется и в других номерах указанного издания с некоторыми вариациями.

Материалы и документы Комитета Материнского Надзора фактически являются свидетельствами развёртывания и попыток реализации широкой социально-политической программы Ж. В. Цареградской, основанной на установлении кастового общества, а также на делении всех граждан на «психически здоровых» и «психически больных» по критерию отношения к идеям и деятельности Ж. В. Цареградской. Факты, подтверждающие такой вывод, выражены в следующих высказываниях, выявленных в исследованных документах:

«11. Номер про касты. 12. Вопросы по номеру про касты: кто все эти люди, какой касте они принадлежат? Сколько чакр у них открыто? Психическая нормальность, нравственные качества? Управлять способны только благовоспитанные кшатрии (оперативноеуправление) и брамины (стратегическое управление), другие неспособны. Кто проверяет людей на эти данные? Ваши подвиги, служение отечеству? 13. Методичка с рекомендациями относительно тех или иных руководителей: психическая состоятельность, мировоззренческие позиции, знания о физиологически обоснованном воспитании детей, нравственные данные, каста. 14. Номер про естественное и противоестественное: откуда берутся законы, что является их основой. 15. Методичка — рекомендация по номеру: что вы знаете про законы,где кшатрии и брамины? Откуда у вас знания, которые дают вам право писать законы или вы их придумываете для своей корысти? ... 17. Привести порядок документы и ввести кастовую систему управления Комитетом». (Документ «План _ КМН. План информационных акций КМН и «Рожаны» от 18 марта 2010 г.»)

«4. Издание номера про касты. Рассылка номера про кастыс запросом. ... 8. Введение каст в КМН. Подготовить устав, объявить это введение социальным экспериментом. Мы решили следовать законам, наш опыт будем сообщать». (Документ «План _ КМН _ 11.05.2010. План работы КМН от 11 мая 2010 г.»)

«Касты — ключ к благополучию». Так обозначена основная тема Информационного выпуска КМН «Criterion» № 9 (без даты). В этом издании утверждается:

«В современном мире активно пропагандируется идея о том, что все люди при рождении имеют одинаковую основу для реализации своего предназначения на Земле. Однако если понаблюдатьза детьми в возрасте 3—8 лет, которые активно делятся своими реинкарнаиионными воспоминаниями, становится понятно, что уже встоль раннем возрасте у людей совершенно разные возможности и уровень развития души. ... Для чего же необходима система каст? Многие наши современники ошибочно полагают, что она служила инструментом порабощения одних людей другими. Однако всем отлично известно, что подавление кого бы то ни было — это тяжелая работа, проще сделать самому, чем заставить делать того, кто не предназначен для этого. Представление о подавлении «низов» «высшими слоями общества» было навязано и умышленно разрекламировано. На самом делесмысл каст в том, чтобы определить и упорядочить «стартовые данные» душ. которые пришли в этот мир. Кастовая принадлежностьформирует жизненный путь человека. Для каждой касты строго определены социальный уровень и род занятий, которые способствуют совершенствованию человека, дошедшего до определенного уровня духовного развития. Если известна каста, к которой относится человек, то «путь вниз» приведет к деградации данной личности. Например, если человек рожден кшатрием, он не должен заниматься ростовщичеством, поскольку это занятие не соответствует уровню его развития и приведет к духовному падению. В то же время, если человек знает, что оншудра, он не сможет руководить людьми, поскольку не располагаетданными, необходимыми для такого рода деятельности. Индусы по сей день считают, что тот, кто соблюдает правила своей касты, в следующей жизни обретет более высокое положение; тот же, кто нарушает эти правила, потеряет социальный статус. ... В современномцивилизованном обществе касты как социальное явление упразднены иобъявлено всеобщее равенство. Однако эта идея не соответствуетобъективной реальности. «Стартовые данные» душ остаются разными независимо от того, что провозглашают люди, поэтому, несмотряна декларативное изменение социального устройства, касты сохранились и сегодня. Конечно, можно делать вид, что духовных различий не существует, но это плохо помогает, потому что они все равно прослеживаются. Кастовость, как уже говорилось. — это объективноеявление, которое отражает способность человека к определенному виду деятельности и стартовый уровень его духовного развития, а значит, и устремленность к праведности и духовному росту. ... В современном мире все слишком сильно смешалось и утратило порядок и стройность. Как же сегодня определить, к какой касте относится человек? Несмотря ни на что есть способы, помогающие прояснить эти ситуацию.Начнем с того, что каждому кастовому уровню свойственна определенная широта мышления и способность к стратегическому планированию. Шудра думает только о сегодняшнем дне, живет здесь и сейчас, не может нести ответственность даже за себя. Он способен планировать только преступления и порочные действия. Вайшья может думать о завтрашнем дне, заботиться о себе, своей личной территории, нести ответственность за свое хозяйство и свою семью. Он способен организовать деятельность нескольких шудр, чтобы развивать свое хозяйство. Кшатрий думает о будущем и способен проследить развитие народа или территории на несколько лет вперед. Он может заботиться о благополучии города или нескольких деревень и рационально организовать деятельность людей, живущих на территории, которую он оберегает. Брахман видит судьбы народов и территорий, он охватывает их карму целиком и каждого в отдельности. Он способен видеть карму народов в отдаленном прошлом, в настоящем и далеком будущем. Кроме широты мышления, имеется еще ряд признаков, позволяющих отнести того или иного человека к определенной касте. Такимипризнаками являются нравственные качества, физическое и психическое здоровье, внешние данные, состояние духовных центров и энергетических каналов, которые пронизывают все тело человека. Давайте вобщих чертах рассмотрим, что свойственно каждой касте. Шудра довольно часто имеет какие-либо проблемы со здоровьем, вредные привычки, испытывает тягу к правонарушениям и преступлениям (воровство, грабеж, подлог, подделка документов, убийство, торговля оружием, массовые убийства, войны и т.д.). Шудра не понимает, что такое супружеская верность, и способен на самые тяжкие сексуальные преступления. Представители этой категории не пренебрегают домами терпимости и инцестом (родственный брак). Шудры содержат всевозможные преступные промыслы, занимаются ростовщичеством и думают только о том, как удовлетворить свою утробу. Очень часто шудры обладают слабой нервной системой и нездоровой психикой, что проявляется в следующих дегенеративных признаках: • лживость и обман, клевета, подлоги и подделки, подмена понятий, выворачивание смысла событий вплоть до противоположного значения (например, когда известно, что гомосексуалисты являются психиатрическими больными, вворачивается идея, что это индивидуальная особенность, ккоторой следует относиться терпимо): * распространение сплетен и слухов независимо от их масштаба (на уровне Интернета, государства или своей семьи) и участие в них, а также использование слухов как руководства к действию и как основы для формирования своей личной позиции; • неблагодарность, мстительность, злобность, нечистоплотность, зависть, жадность, скупость и стяжательство; • преступные наклонности, стремление к воровству, мошенничеству, участие в тайных обществах; • отсутствие желания учиться и неуважение к людям более высокой касты вплоть до отрицания естественных кастовых различий и наличия людей с высоким уровнем духовного развития. Кроме того, шудры не обладают хорошими внешними данными, пропорциональностью и ладностью черт лица и телосложения. Они часто бывают маленького роста, с близко посаженными или широкорасставленными глазами, рыжими, с рыхлой веснушчатой кожей. Дажеесли лицо шудры является вполне ладны. в большинстве случаев онолишено печати интеллекта и духовности. А при вполне симпатичнойвнешности шудру выдают дурной характер и злые деяния. Люди, обладающие самым низким уровнем развития души, похожи на детей, допущенных к взрослым забавам. Без присмотра они не могут грамотно распоряжаться имуществом. Их основное занятие — стяжать и удовлетворять свои дурные наклонности. Шудра не может разумнообращаться с научными достижениями человечества и обращает их возло. Поэтому в древности каждый шудра был обязан служить господину, который брал на себя труд учить его. Вайшья заботятся о своей семье и своем хозяйстве. Им свойственны трудолюбие, порядочность и добросердечие. Вайшья беспокоится о том, как выглядят его поступки в глазах окружающих. Для него важно обладать имиджем не только хорошего хозяина или мастера, но и просто порядочного человека. У этой касты еще недостаточно духовного опыта, чтобы полностью исключить асоциальное поведение, но ее представители стараются избегать преступных деяний и откровенно вызывающих поступков. Внешние данные и физическая форма представителей этой касты имеют значительно лучшие показатели, потому что вайшья стремятся сохранить здоровье. Но неумение видеть последствия своих действий заставляет их следовать моде и тянуться к ней, совершать множество нерациональных поступков, в том числе и себе во вред. Например, без всякой нужды принимать лекарства или омолаживаться, не понимая, что процесс подлинного омоложения тела тесно связан с высоким кастовым уровнем, праведностью и самоотверженным подвижничеством. Вайшья падки на внешнее и не крепки в своих нравственныхустоях. Поэтому и вайшья, и шудра наивно полагают, что стать господином можно, надев его платье. Кшатрии и брахманы — это высокоразвитые души с обширным духовным опытом, им свойственнычестность, открытость, верность, добросердечие, трудолюбие, целеустремленность, жертвенность, смелость, бескорыстие и стремление ксправедливости. Брахманы и кшатрии чтут нравственный кодекс, апотому не совершают преступлений. Представители высших каст обладают пропорциональным телосложением и правильными чертамилица. Рост мужчин составляет примерно 175-190 см, а женщин —160—180 см, если мы говорим о жителях России. У других народов — свои нормы. Однако внешность представителей высших каст не просто привлекательна — их облик облагорожен светом разума и духовной чистоты. Кшатрии и брахманы не подвластны дурным наклонностям и привычкам. Они разумно используют материальные ресурсы и грамотно их распределяют. Для личного пользования они оставляют столько материальных средств, сколько им необходимо в соответствии с кастой. Излишки средств они направляют на развитие своего народа Отечества и никогда не используют научные достижения человечества для совершения преступлений. У представителей высших кастраскрыты все чакры, что легко проверить: если чакры активно работают. их можно обнаружить прикосновением. Считается, что благодаря раскрытым чакрам брахман имеет прямую связь с Богом и всякое слово, сказанное ему и о нем, становится сразу известно небесным силам. Все, что говорится брахману — говорится «прямо Богу в уши». Поэтому проявлять неуважение по отношению к брахманам могут только откровенные безумцы, которые еще не оценили тяжести наказания после смерти за мерзости, которые они совершают при жизни. В Индии говорили: «Кто прогневит Бога, того защитит брахман. Но того, кто прогневит брахмана, не защитят даже Боги» ... В настоящее время мы являемся свидетелями величайшего духовного преступления нашей цивилизации. Расплата неизбежно последует, поскольку человек не может отменить вселенские законы. В результате отсутствия правильно организованной кастовой системы, учитывающей интересыдуховного роста каждого вновь рожденного человека, мы получили великую путаницу, которая представляет собой системы ложных ориентиров. и как следствие — нереализованные духовные возможности, разбитые судьбы и развал страны. Сегодня мы повсеместно видим, что в управление, в том числе и государством, стремятся те, кто обладает преступными наклонностями, а не благородным духом. Это связано с незрелым стремлением надеть платье господина и незаслуженно и необоснованно пользоваться привилегиями представителей более высокой касты, при этом не располагая необходимыми личностными данными и не принимая на себя должную ответственность за отдаленные последствия содеянного. Представители низших каст в погоне за удовлетворением своих низменных потребностей не видят пагубных последствийсвоих бездумных деяний ни для самих себя, ни для своей страны, ни длямира в целом. В этой толчее «у кормушки» кшатрии и брахманы могут и не участвовать. Поэтому тот, кто видит масштабнее и способен привести народ к процветанию, оказывается оттесненным отсвоего истинного предназначения. Управляющий знает, как управлять,но может этого и не делать, если видит, что его уникальные способности никому не нужны. Формальное упразднение каст привело к тому,что шудры и вайшья, которых всегда больше, чем кшатриев и брахманов, решили, что они равны кшатриям и могут управлять странами инародами. Они нередко становятся чиновниками. А если в управлении находится чернь, снижается его качество, что приводит государство в упадок. ... Подводя итог сказанному, мы можем составить портрет человека, действительно способного управлять, а не просто занимающего кресло руководителя. Это высоконравственный человек, обладающий привлекательной внешностью, физическим и психическим здоровьем, без вредных привычек, пагубно влияющих на работу головного мозга, обладающий способностью видеть в долгосрочной перспективе результаты своих действий и действующий только в интересах развития и процветания — как своего народа, так и мира в целом. Пороки и злонамеренные действия просто несовместимы со званием управляющего. В связи с этим возникает вопрос: а много ли таких людей вы встречали в руководстве организаций? Компаний? Министерств? Государств? Заключение Касты — это закон, данный нам свыше. Отрицать это мы не вправе. Тот, кто отрицает наличие каст и пытаетсяих упразднить, нарушает вселенский закон и рискует испытать насебе муки ада (см. «Критерион», выпуск №7). В наше смутное время,когда принадлежность к определенной касте не помогает осуществитьправильный выбор сферы деятельности, когда шудры получили доступк жизненно важным для человека областям существования, когда практически утрачены знания о том, кто может быть настоящим Учителем, особенно важно понять, к какой касте относишься ты сам иокружающие тебя люди. И не следует бояться быть «использованным» или «порабощенным», наоборот, следует стремиться служитьтем людям, чьи намерения чисты, а помыслы масштабны и благородны.Если, конечно, тебе повезет встретить их на своем пути. ... Брахманыи кшатрии, просыпайтесь! Вы должны вспомнить о своем долге и спасти свое Отечество!».

Процитированные высказывания явно направлены на противопоставление различных социальных групп, на узаконивание дискриминации по предлагаемым признакам и на ликвидацию существующего конституционного устройства, включая и ликвидацию всей системы прав и свобод личности, поскольку последние несовместимы с кастовой социальной системой.

Сама Ж. В. Цареградская в ответ на критику своей деятельности в последнее время стала применять специфические критерии психического здоровья и нездоровья:

«В настоящее время проводится целенаправленная операцияпо уничтожению Центра «Рожана». Мы предполагаем, что причинойэтому является внедрение в нашей стране проекта ювенальной юстиции (ЮЮ), который вводится благодаря влиянию политических силСША и Великобритании. Внедрение этого проекта самым теснымобразом связано с распространенностью клинических родов и вакцинацией. Целью проекта ЮЮ является разрушение здоровых семей, разлучение детей с родителями, развитие в детях безнравственности ивыращивание из них психически ненормальных людей. Деятельность Центра «Рожана», направленная на оздоровление семьи и воспитание полноценных детей, не вписывается в планы внедрения ЮЮ в нашей стране, поэтому ведется планомерная работа по дискредитации и разрушению деятельности нашего Центра. С 2007 года начали планомерно распускаться слухи, что Центр является сектой. Такое заявление представляется странным, поскольку Центр занимается исключительно естественнонаучной деятельностью и масштабы его деятельности невелики: он расположен в Москве, в других городах филиалов не было. Впоследствии выяснилось (консультации с психиатрами и судебные разбирательства), что информацию о сектах могутраспространять либо люди с психическими заболеваниями (нарушенияпараноидального типа), которые постоянно озабочены идеей зомбирования и преследования, либо такие слухи распространяются преднамеренно и имеют преступные цели. ... 10 марта 2010 годаначало дела Юлии Караваевой, которую муж начал обвинять в сектантстве и в результате украл у нее ребенка. Органы опеки и попечительства способствовали этому похищению, несмотря на то, что муж является наркоманом, о чем он сам говорил врачу-психиатру, и страдает психопатией. Такой больной никогда не признает, что он болен. Одним изпризнаков психического заболевания является утверждение больного,что он здоров, а больны все остальные». (Документ Интернета, http:// rojana.ru/Histori.htm) «Дворкин А.Л.,который написал заказное заключение о том, что Центр «Рожана» — секта, имеет двойное гражданство (США и Россия) и по некоторым источникам считается внедренным агентом. По мнению некоторых адвокатов, его считают сумасшедшим. Говорят, что в свое время он был хиппи, за что его отчислилииз института. Из психиатрии известно, что в хиппи попадали молодые люди, страдающие шизофренией. Его темная история на этомне заканчивается: есть предположения, что он иудей, принявшийправославие. Теперь же такой человек называет себя православным хорошая реклама для православия! На наш взгляд, предположительная цель Дворкина, поставленная ему неким хозяином,разрушение здоровых инициатив в стране внедрения, в данном случае в России, преднамеренно классифицируя их как секту. Интернет пестрит сообщениями о том, что в США он отрабатывал методики по разрушению сообществ людей, вторгаясь и похищая представителей общности, подлежащей разрушению, с последующим применением по отношению к ним психотропных веществ и психотехник для «перепрограммирования». Такая же тактика применялась и в нашем случае. ... В процессе расследования выяснилось, что многие из нашихсотрудников, которые внезапно стали действовать практически какпреступная группа, обладали душевными страданиями (а точнее, пограничными состояниями психики и психическими болезнями) благодаря чему легко поддавались внушению». (Документ Интернета, http:// rojana.ru/Podrobnosti.htm)

«Закономерности разрушения коллективов Центра “Рожана"

Разрушение коллектива Центра происходит уже не в первый раз — это случается примерно каждые 2-3 года, но каждый раз оно происходит по одной и той же схеме. Сбой происходит как у управляющих, так и у рядовых сотрудников. В какой-то момент и персоналапроисходит очевидное изменение в психическом состоянии, котороеприводит к увольнению из Центра. Это и не удивительно при такой высокой распространенности психических расстройств! ... Нашерасследование обнаружило. что многократное разрушение коллективов нашего Центра связано не только с психическими страданиямисотрудников, но и с деструктивным внушением. которому они подвергались для того, чтобы подорвать работу Центра и нанести уронздоровой отечественной инициативе». (Документ Интернета, http:// rojana.ru/Zakonomernosti.htm)

«Текущие изменения в работе Центра всвязи с развернувшимися событиями и большим количеством контактов с правоохранительными органами, экспертами, врачами психиатрами и психотерапевтами, выяснилось, что на сегодняшний день в популяции г.Москвы и других городов 40% людей обладает психическими расстройствами с наследственной компонентой, т.е. эти нарушениянеобратимы. И еще около 45% — это приобретенные расстройства,которые вызваны в том числе проживанием в мегаполисе и ежедневным неминуемым взаимодействием с теми самыми 40% больныхлюдей. Таким образом, общий процент людей с теми или инымистраданиями психики составляет около 85%.

Для работы с детьми и молодыми мамами чрезвычайно важно, чтобы консультанты по грудному вскармливанию, преподаватели и инструктора по материнскому искусству обладали психическим здоровьем, если не полным, то, по крайней мере, находились в состоянии ремиссии. Нарушения психики, как показывает практика, в данном случае просто опасны. Поэтому руководители Центра приняли решение тщательно следить за психическим здоровьем сотрудников Центра «Рожана». В строгом соответствии с требованиями законодательства,информацию о здоровье наших сотрудников мы будем размешатьна нашем сайте в разделе «Сотрудники». Разыгравшаяся чередатрагических событий повлекла необходимость проведения психиатрической экспертизы оставшихся сотрудников Центра, ведущимиспециалистами страны в области психиатрии.

Сегодня мы можем с полной уверенностью подтвердить психическое здоровье следующих руководителей и сотрудников Центра «Рожана»: Цареградские Жанна Владимировна и Андрей Владимирович — учредители Центра «Рожана», Караваева Юлия Вениаминовна — директор Центра «Рожана», Манакова Екатерина Александровна — консультант по грудному вскармливанию. По результатам обследования сотрудников список будет продолжен. Предупреждение: cотрудники нашего Центра, которые в данный момент увольняются из Центра, находятся под влиянием деструктивного внушения. Наше беспокойство обосновано и подтверждается результатами проводимого в настоящее время расследования. В этой связи мы считаем своим долгом предупредить воспитанников нашего Центра о том, что контакты с такими людьми могут негативно влиять на их состояние, даже если контакт был по телефону. Пока наши сотрудники не попали в список психически адекватных людей, заявленный на нашем сайте,контактов с ними в целях безопасности следует избегать». (Документ Интернета, http://rojana.ru/Izmenenia.htm)

«Осторожно — психические расстройства! Произошедшие события и связанные с ними расследования, давшие большой объем дополнительной информации, позволяют нам сегодня с полной уверенностью считать, что в негативном свете деятельность нашего Центравидят: люди с расстройствами психики наследственного, врожденногои социального характера (наиболее популярные в современном мире расстройства - это шизофрения, психопатия, маниакально-депрессивныйпсихоз): люди с органическими изменениями нервной системы (алкоголики. наркоманы, курильщики и т.д.. при этом необходимо всегда помнить. что последствия воздействий химических веществ необратимыдля головного мозга, и исходя из этого наркоманы — бывшими не бывают): люди, подвергшиеся деструктивному внушению (источникамидеструктивного внушения являются психически нарушенные люди, атакже специально организованные информационные источники, поддерживающие внушение как осознанно, так и бессознательно. Например. такими специально созданными информационными источникамиявляются сайт «Антирожана». телевизионные программы, обсуждение на форумах темы, о том секта наш Центр или нет и т.д.). В чем причина? Ответ прост. Методики нашего Центра рассчитанына воспитание здоровых детей, а не на психотерапевтическую работус умалишенными. Ведь только люди с отклонениями не чувствуютсебя самодостаточными, требуют к себе повышенного внимания и«справедливого» отношения. Поэтому очень часто папы, бабушки идедушки, и другие родственники, которые могут обладать скрытымиот них самих психическими отклонениями, ожидают, что с ребенкомбудут обращаться так же как с пациентом на сеансе психотерапии.Это ожидание связано с их личными устремлениями, с тем, какогоотношения они хотят по отношению к себе сообразно своим личнымпроблемам. В нашей стране не принято проверять свое здоровье у психиатра. Поэтому многие даже не подозревают о своей беде и могутпрепятствовать здоровому развитию и воспитанию детей, бессознательно развивая в них психическое страдание, подобное собственному.Из физиологии известно, что если выполнять все прихоти ребенка,из него вырастает слабоумный. Об этом пишут учебники, этому учат и логопедов, и педагогов, и психологов, и педиатров, только почему-то об этом практически не говорят родителям и родственникам. Понимая, что сейчас в популяции примерно 85% людей, имеющихте или иные психические нарушения, нетрудно предположить, чтонегативное отношение к Центру, стремящемуся сохранить здоровьедетей, будет весьма распространено. Можно даже сказать, что этосвоеобразный тест: если человеку не нравится деятельность Центра«Рожана» и он настроен против нее, значит, у него с высокой вероятностью есть психическое расстройство. Этот несложный тест имеет отношение и к родственникам ребенка, и к сотрудникам Центра,и ко всем тем, кто пытается позиционироватъ деятельность нашегоЦентра в негативном свете.

Сайт «Антирожана». Если хотите познакомиться с образцом параноидального индуцированного бреда — зайдите на сайт «Антирожана». Это отличный образец. Психиатры показывают этот сайт своим студентам, чтобы познакомить их с классической формой проявления этого психического расстройства. Здесь есть все признаки такой ненормальности: информация притянута и «высосана из пальца», основана на слухах, используется подмена понятий, отсутствуют элементарные логические связи. Этобредовое параноидальное месиво информаиии давит своей массой иобразует в голове путаницу. И больная психика не выдерживает! Реакцию на информаиию этого сайта следует рассматривать как тестна психическое здоровье. Если человек, прочитав этот сайт, сталбредить точно также, значит, и него есть проблемы с психикой. Если он сказал: «Чушь собачья, какой идиот развел эту помойку? Какому дураку это нужно?» — он был прав и его здоровье не в таком уж плохом состоянии. Он может собой гордиться! Очень рекомендуем давать читать этот сайт своим родным и знакомым, чтобыопределиться с состоянием их психического здоровья. Только будьтеготовы узнать правду. Кстати о сектах. Произошедшие события и все, что с ними связано, дает нам все основании говорить о том, что борются с сектами люди, находящиеся во власти параноидальных расстройств и навязчивых идей. При этом им неважно, что считать сектой: ресторан, материнский центр, кружок по гончарному ремеслу или сборище кришнаитов. Люди именно с такими нарушениями боятся, что их вовлекут, зазомбируют, всего лишат, что-то внушат, лишат воли и т.д. Идея спасения, особенно когда из секты спасают не себя, а кого-нибудь другого — очень плохой признак. Еще хуже,если это навязчивая идея. В таком случае мы имеем дело с хорошосформированным психическим страданием (шизофрения. психопатия,пр.). Самое интересное, что понятия секта не существует, оно так и осталось не сформированным в силу объективных причин. Используют это понятие в основном в христианстве, чтобы обзывать тех, кто не с ними, а также мракобесные индивиды, которые хотят кому-нибудь навредить в силу своего личного психического нездоровья. Мы обязательно расширим информацию о том, что сегодня можно было бы назвать сектой и как в этих образованиях используется деструктивное внушение и другие виды влияния на психику, поскольку имели несчастье непосредственно познакомиться с этим явлением, о котором раньше даже не подозревали». (Документ Интернета, http://rojana. ru/psihi.htm)

В идеологии Ж. В. Цареградской, таким образом, в последнее время появились тезисы о причислении 85% населения России к психически больным в той или иной степени и о том, что точным критерием психического здоровья человека является его отношение к деятельности центра «Рожана».

Наличие признаков манипулятивного социально-психологического воздействия в деятельности и текстах Ж. В. Цареградской и центра “Рожана».

Если исключить из документов, оказавшихся предметом предварительного исследования, все элементы, связанные с генетикой, с физиологическими и медицинскими аспектами беременности, родов, грудного вскармливания и гигиены ребёнка и матери, то остаётся весьма значительный объём высказываний Ж. В. Цареградской в авторском исполнении и в воспроизведении её последовательниц, касающийся истории, антропологии, возрастной и когнитивной психологии, социальной психологии и социологии, а также так называемых «вселенских законов». Оценивание указанных высказываний не касается уровня компетенции Ж. В. Цареградской в перечисленных отраслях науки, а относится лишь к форме и методам подачи идей и утверждений, хотя ряд её важнейших положений о модели социализации и социальном устройстве лежит полностью за пределами современной науки и даже простого здравого смысла. Науковедческий и профессиональный дисциплинарный анализ идей Ж. В. Цареградской не входит в задачи данного исследования.

В ходе исследования обнаружено достаточно оснований, чтобы охарактеризовать методы воздействия, используемые Ж. В. Цареградской, как почти исключительно манипулятивные, суггестивные и пропагандистские.

Суггестивный характер текстов и коммуникации Ж. В. Цареградской проявляется в применении директивно-инструктивного стиля, в исключении каких-либо сомнений, в преподнесении своих идей как абсолютных окончательных истин, в оценивании любых отличающихся идей и позиций как неверных и даже враждебных (см. приведённые выше цитаты).

Манипулятивный характер воздействия со стороны Ж. В. Цареградской проявляется в применении пошагового вовлечения своих клиентов и сторонников в её социальные проекты. Сначала предлагается обучение здоровым родам и здоровому материнству, затем предлагается программа радикального изменения семейных отношений с резким сокращением роли супруга/отца, следующий шаг — членство в почти тоталитарной сельской общине, а последний этап — вовлечение в борьбу за переустройство общества на кастовых началах. Те лица, которые оказываются мишенью воздействия Ж. В. Цареградской, не информируются честно и с самого начала обо всех сторонах идеологии и социальной программы руководительницы «Рожаны», что и создаёт предпосылки для вовлечения их в такие ситуации, на которые бы они никогда не согласились при полном информировании.

Пропагандистский характер воздействия со стороны Ж. В. Цареградской проявляется как в сочетании двух предыдущих характеристик, так и в применении ряда приемов, затрудняющих критико-аналитическое восприятие её идей и эксплуатирующих эмоции и научную безграмотность аудитории. В частности, Ж. В. Цареградская постоянно ссылается на неопределённые «авторитетные» источники и «результаты исследований» в поддержку своих идей, однако либо не даёт указаний на конкретные работы и публикации, либо указывает авторов и работы, которые в действительности не содержат признанные научные обоснования её конкретных утверждений. Чтобы исключить сомнения и критику со стороны клиентов и читателей, Ж. В. Цареградская либо запугивает тяжёлыми последствиями для здоровья ребёнка и матери в случае отказа от её рекомендаций, либо наклеивает ярлык «психически больной» на сомневающихся и критиков.

Исследованные материалы также дают основания сделать некоторые выводы об организационных и поведенческих (бихевиоральных) механизмах, способствующих манипулятивно-пропагандистскому воздействию в социальной среде, сформированной Ж. В. Цареградской в рамках центра «Рожана».

В первую очередь нужно отметить выбор целевой группы — беременные женщины и недавно родившие мамы с маленькими детьми. Данная группа чрезвычайно уязвима во многих отношениях, прежде всего в эмоционально-психологическом плане. Представительницы этой группы нуждаются в помощи и поддержке и в случае первых родов переживают серьёзное и глубокое изменение не только на физиологическом, но и на социально-психологическом уровне. Состояния неопределённости и социальные переходные состояния могут породить у индивидов острую потребность в определённости и однозначности в решении возникающих проблем и подтолкнуть к тому, чтобы уверовать в любую систему идей или кажущуюся авторитетной личность.

Вторым важнейшим фактором является отсутствие в организация «Рожана» и в общине Николаевка как независимого внешнего контроля (аудита, супервизии), так и внутренней системы дискуссий и критики при условии единоличного авторитарного управления со стороны Ж. В. Цареградской, играющей роль непререкаемого авторитета. При таких обстоятельствах невозможно вовремя выявлять и предотвращать злоупотребления и опасные манипуляции, а угроза злоупотреблений становится практически неизбежной.

Третий фактор — пошаговый характер воздействия и вовлечения, при котором отдельные (частные, частичные) положительные результаты и впечатления от деятельности Ж. В. Цареградской и центра «Рожана» по вопросам родов и ухода за детьми (первый шаг) воспринимались клиентами как «доказательство» истинности и полезности всех идей и всех элементов поведения Ж. В. Цареградской и облегчали последней навязывание враждебности системе здравоохранения и идей внедрения кастовой социальной системы и т. п.

Следствием указанных факторов и методов воздействия является некритическое восприятие частью клиентов Ж. В. Цареградской и центра «Рожана» внушаемого комплекса идей, содержащего одновременно и некоторую достоверную полезную информацию, и опасные заблуждения, и реакционно-утопические социальные проекты.

Доступные данные о фактах неквалифицированного вмешательства с тяжёлыми негативными последствиями для здоровья матерей и детей по методам «Рожаны» подтверждают чрезвычайную опасность сочетания перечисленных характеристик воздействия и социально-организационных факторов в рамках данной организации и общины Николаевка (см.: Сообщение из блога «Инструктор Рожаны искалечил моего малыша». — Документ Интернета, http://community.livejournal.com/malyshi/11622001.html; Сообщение из блога «почитайте все, кто решил рожать с РОЖАНОИ! это обман». — Документ Интернета, http://community.livejournal.com/ru_ perinatal/14286700.html; Сообщения с форума «Школа материнской культуры “Рожана” — деструктивный культ?». Документ Интернета, http:// www.sektam.net/forum/index.php?showtopic=955; Материалы сайта «Антирожана». — Документ Интернета, http://antirojana.ucoz.ru)

Другим существенным фактом, показывающем тенденции и результаты деятельности Ж. В. Цареградской, является содержание документов и информационных выпусков Комитета Материнского Надзора, включающее в себя ряд признаков разжигания социальной розни и пропаганды социальной дискриминации.

Воздействие, организуемое Ж. В. Цареградской, направлено, судя по результатам исследования, во-первых, на извлечение прибыли из консультативно-обучающей деятельности; во-вторых, на формирование зависимой группы последователей, полностью подчиняющейся воле Ж. В. Цареградской и пропагандирующей комплекс её идей; в-третьих, на пропаганду комплекса идей, включающего представления об абсолютной безошибочности взглядов Ж. В. Цареградской и требования об установлении кастовой социальной системы.

Основные негативные последствия манипулятивного воздействия на социально-психологическое и психическое состояние граждан, вовлечённых в деятельность Центра «Рожана», а также на их физическое и социальное здоровье.

Описанное выше воздействие имеет все основные признаки социально-психологической манипуляции и для определённой части объектов воздействия может с высокой вероятностью приводить к следующим последствиям:

  • Возникновение и функционирование односторонне управляемой социальной ситуации со встроенными в неё возможностями введения в заблуждение и одностороннего контроля за результатами вовлечённости в неё, имеющей как явное, так и скрытое от большинства объектов воздействия содержание.

  • Неадекватная оценка ситуации и последствий вовлечения в неё. Формирование веры в ложные представления о мире и способах решения личных и социальных проблем. Активизация, подкрепление и эксплуатация стереотипов, предрассудков и некритического восприятия и мышления.

  • Получение вместо действительно проверенных и профессиональных научных знаний эклектического комплекса идей, содержащего одновременно и некоторую достоверную полезную информацию, и опасные заблуждения, и реакционно-утопические социальные проекты. Возникновение и подкрепление новых ложных представлений и стереотипов.

  • Активизация, подкрепление и эксплуатация преимущественно эмоционального, а не рационального восприятия и отношения к ситуации и своему собственному поведению в ней. Формирование необоснованной уверенности в степени своей компетентности и информированности в способах решения личных и социальных проблем, а также в способах решения проблем с физическим и психическим здоровьем матери и ребёнка.

  • Возникновение эффектов «группомыслия» в оценке и принятии решений.

  • Возникновение социальной зависимости. Подкрепление и усугубление неконструктивных стереотипов социального восприятия и поведения.

  • Вовлечение индивида в деятельность и отношения, которые объективно опасны и вредны для него, но которые в условиях социально-психологической манипуляции могут длительно не восприниматься таковыми. Возникновение и/или усугубление проблем с физическим здоровьем, вплоть до самых тяжёлых последствий, в результате следования ложным принципам и дезинформирующим рекомендациям.

  • Возникновение и/или усугубление финансовых проблем в связи с тратой средств на дезинформирующие и дезориентирующие семинары, тренинги и консультативные услуги.

Выводы

Идеология, многие аспекты деятельности, организационные принципы центра «Рожана», а также осуществляемое в нём социальное воздействие, формируемые и организуемые Цареградской Ж. В., представляют серьёзную опасность для физического, социального и психологического здоровья и благополучия граждан, вовлекаемых в сферу влияния Цареградской Ж. В. и центра «Рожана». Можно с достаточными основания утверждать, что центр «Рожана» вместе с общиной Николаевка, возглавляемые Цареградской Ж. В., имеют многие признаки манипулятивной и эксплуатирующей организации, изменяющей свои первоначальные цели помощи семье, матерям и детям на цели фактически антисоциальные, предполагающие создание кастового общества и способствующие разжиганию социальной розни.

 

1Волков, Е. Н. Социально-психологическая эксплуатация как сторона социального взаимодействия и ее деструктивные свойства Е.Н. Волков // Социология — 2005. — № 1. — С. 62-64. См. также: Кондратьев, М. Ю. Азбука социального психолога-практика / М.Ю. Кондратьев, В.А. Ильин. — М. : ПЕР СЭ.2007. — С. 74-82.

22 См. там же

33Аронсон, Э. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения — повседневное использование и злоупотребление / Э. Аронсон,Э.Пратканис. — СПб. : ПРАИМ-ЕВРОЗНАК,2002. — G. 28

44 Данное определение является дополненным вариантом Е. Н. Волкова на основе работы Е. Л. Доценко: Доценко, Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. / Е.Л. Доценко - СПб. : Речь,2003. — С. 43-53.

75Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. — СПб.: прайм-Еврознак,2003. — С. 78.

6 Словарь психолога – практика/Сост. С.Ю. Головин – Мн.М.: Харвест, АСТ, 2201 – С.94-95

7 Aronson, A The Social Animal/A.Aronson – New-York: Worth Publishers, 1999 – P. 461. См. также: Кондратьев, М. Ю. Азбука социального психолога-практика/ М.Ю.Кондратьев, В.А. Ильин – М.: ПЕР СЭ, 2007. – С.312-316

8Aronson, A. The Social Animal / A. Aronson. — New York : Worth Publishers, 1999. — P. 453.

9Здесь и далее сохранены оригинальная орфография и пунктуация работ Цареградской Ж. В. и материалов сайта,принадлежащего центру «Рожана».

 

Календарь





© 2012 Общество православных врачей России
имени святителя Луки (Войно-Ясинецкого), архиепископа Симферопольского
Новосибирское отделение

Контакты:
info@opvnsk.ru
Сделал OldYura.ru